КНИГА ИМЕН
ИМЕНА ЭТОЙ СТРАНИЦЫ:
Питер ГРИНУЭЙ (р. 1942)
Франсиско де КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС (1580 -
1645)
Игра между Эросом и Танатосом
О режиссере, вернувшем кинематографу
глубину “оживших картинок”
Мейерхольд как-то сказал в
запальчивости: «Я очень люблю Уайльда, но
ненавижу тех, кто любит ТОЛЬКО ЕГО!»
Трудно представить безоговорочных поклонников
режиссера Питера Гринуэя – одного из самых
экстравагантных режиссеров рубежа тысячелетий.
Эстета, сноба и нарушителя всех кино- и прочих
табу, по словам которого «прежнее» кино
кончилось в 1990-х, что не мешает ему продолжать
эксперименты с пленкой и делать заявления не
менее скандальные, чем фильмы.
Отсчет зрителей
Меж тем его поклонники даже образовали
фэн-клуб.
Причем в Сибири.
Гринуэя глубоко потряс этот факт.
Возможно, поэтому одна из частей его нового
грандиозного фильма-проекта (именно так, хотя я
очень не люблю слово «проект») «Чемоданы Тальса
Льюпера» будет сниматься именно в Сибири.
Первая часть «Льюпера» уже вышла на экран.
Но не на «широкий» – это оскорбление для мэтра:
он всегда подчеркивал, что снимает кино
принципиально «не для всех».
Что ж, зрители соответствуют.
С премьеры «Льюпера», состоявшейся глубокой
ночью на прошлогоднем Московском кинофестивале,
уже где-то через полчаса после начала ушло
ползала. Вавилонские – по количеству языков –
тексты, написанные столь каллиграфическими
шрифтами, что обзавидовался б Акакий Акакиевич
(Гринуэй по образованию – художник); строки,
плывущие в несколько слоев, где каждый кусочек –
вариант сюжета: с пробами актеров, черновыми
съемками, компьютерной анимацией, фотографиями и
хроникой… Согласитесь: эдакое высидит лишь
самый изощренный киногурман.
Но Гринуэя уже не раз «хоронили».
Причем первой спела отходную режиссеру – и
когда? – в пору его расцвета, в конце 80-х, когда
очень далеко было до изысков-2000! – и кто? – родная
Европа. «Нет пророка…»
Но тогда-то ПГ и стал кумиром в Азии и Америке.
Заодно и в России.
Где-то в начале 90-х в кинотеатре «Москва» прошла
ретроспектива Гринуэя. Фильмы без дубляжа
показывали бесплатно.
Ваш автор на тот момент не видел одного из
наикультовейших фильмов ПГ под непереводимым
названием «Drowning by Numbers». Традиционный перевод –
«Отсчет утопленников» – плоховат, зато точнее и
понятнее ближайшего к подлиннику: «Утопая в
числах».
По случаю бесплатности в кинотеатре решили
заодно и не топить. Но было все ж теплей, чем на
дворе. Потому я и не возмутился, когда сзади осели
два персонажа, явно без особого рода занятий. С
собой у них было согревающее (о ту пору
пользовался популярностью «паленый» спирт
«Ройяль»). Согреваться начали сразу,
распространяя на небольшой зал характерный дух.
Не «Ройяля».
Хотелось спастись от запаха: зал был пустоват.
Вдобавок я перестал что-либо понимать в языковых
наворотах Гринуэя (не помогла даже английская
спецшкола) уже на минуте 10-й.
От запаха и непонятностей слегка отвлек диалог
потеплевших соседей.
– Простите, сэр, я не разобрал последней фразы, –
сказал один. – Она утопила мужа не из-за того, что
он не мыл ног, а из-за его валлийского акцента?
– Нет, Гринуэй сам из Уэльса, – авторитетно
молвил, слегка поперхнувшись пойлом, другой сэр.
– Своих не утопит.
У Довлатова есть рассказ про то, как его
лирический герой пытается «уйти в народ» и
попадает в котельную, где работают истопниками
(задолго до Цоя) дзен-буддисты и тому подобные
концептуалисты…
Когда в «Drowning by Numbers» третья женщина утопила
третьего мужчину, а полностью эмансипированные
«Ройялем» бомжи стали точно реагировать на
реплики и даже смеяться, посрамленный, я, один из
последних уцелевших в зале трезвых зрителей,
вышел в гнилую московскую расхлябицу.
В столице тех смутных лет правил излюбленный
жанр Гринуэя – гиньоля, или черной-пречерной
комедии.
Утопая в жертвах
Отец Гринуэя был орнитологом. «Мне
хотелось пойти по его стопам, – говорит режиссер,
– но найти в этой же области такой уголок,
который был бы только моим. Отец страстно любил
птиц, а я обратился к тому, что птицы ели, – к
энтомологии… И в кино меня более всего при-
влекает монтаж, – делает ПГ мыслительный пируэт,
– когда испытываешь удовольствие человека,
рассматривающего склянку с насекомыми».
Критики справедливо отметили, что если к кому и
относится распространенное ругательство
«постмодернист», то к Гринуэю и еще одному
любителю энтомологии – В.В.Набокову.
Причем режиссер в жестоком разглядывании тварей
дрожащих явно превзошел русско-американского
предшественника. Хотя бы потому, что в его
распоряжении – визуальный ряд.
Летом 1976-го никому не известный Гринуэй, автор
экспериментальных короткометражек (одна из них
была про некоего Тальса Льюпера), выехал на этюды.
Интересовали его старинные особняки западной
Англии. И очень мешали снующие меж викторианских
построек дети, куры и овцы. Однако весь этот
«домашний подъяремный скот» (Гумилев) и породил у
«малобюджетного» режиссера идею прославившего
его фильма – «Контракт рисовальщика». Прославил
– потому что столь жестоко-виртуозного «танца»
Эроса с Танатосом в кино Великобритании еще не
бывало (хотя в отличие от пуританства Голливуда
на туманном Альбионе со зрителями никогда не
миндальничали).
Гринуэй проясняет это так: «В кино есть всего две
темы – смерть и секс. Поэтому их так много в моих
фильмах, и те, кто меня за это упрекает, плохо
понимают не только искусство, но и жизнь вообще.
Бальзак чуть было не придумал третью тему –
деньги, но она “не прошла”, потому что деньги в
конечном итоге приводят либо к сексу, либо к
смерти. …Если мы можем хоть чуть-чуть управлять
Эросом, то Смертью не можем и не сможем никогда».
И дальнейшее творчество ПГ – довольно
убедительное доказательство спорного тезиса.
Вопрос лишь в том, как относиться к телефильму
Гринуэя «Смерть в Сене», вышедшему одновременно
с «Утопленниками». Фильм о трупах, выловленных в
Париже с 1795-го по 1801 год.
Или к фильму-«опере» «Смерть композитора» (1999),
где с дотошностью следователя ПГ выяснил, что с
1945-го по 1980-й десять композиторов – от Веберна до
Леннона – погибли при десяти схожих
обстоятельствах. Все были застрелены. Застрелены
в темноте. Все – тремя пулями. Все в момент
убийства были в шляпах, очках и курили. Все
оставили вдов. Наконец, у всех убийц были
американские паспорта.
«Путь всея плоти» – финальную схватку Эроса и
Танатоса на фоне кулинарных роскошеств (третьей
составляющей – Еды) – явил миру самый знаменитый
и самый скандальный фильм Гринуэя.
Nature morte. Триумф зажаренного библиофила
Переводится название не в пример прочим
картинам ПГ на редкость однозначно: “Повар, вор,
его жена и ее любовник”.
Фабула соответствует.
Вор – рэкетир-садист и заядлый гурман (т. е.
обжора) – не сразу, но все же уличает мерно
истязаемую им Жену в любовной связи с мирным
Библиотекарем-гурмэ (т. е. истинным ценителем
высокой кухни). Потворствующий до поры
любовникам Повар-философ по заказу изувеченной
Вором Жены зажаривает зверски убитого
гангстерами библиомана.
Все искалеченные, униженные и оскорбленные
предъявляют Вору финальное «блюдо» на пустом
столе и под прицелом заставляют отведать.
– Каннибал! – на радость феминисткам всех
континентов женушка убивает муженька,
подносящего трясущуюся вилку с запретным
кушаньем ко рту.
Добродетель торжествует.
Но как-то не очень.
От скандала картину не спасла ни гениальная
музыка Майкла Наймана – звуковой кортеж лучших
фильмов Гринуэя, ни великолепный
«гастрономическиий» видеоряд, ни «кулинарные»
оправдания Автора: «Повар – это я. С каждым новым
фильмом я приглашаю людей к моему столу и готовлю
блюдо».
Приятного, как говорится, аппетита.
Особой оказии яства «Повара & К°» удостоились в
Америке. По сему эксклюзивному случаю Ассоциация
кинопромышленников ввела прокатную категорию –
NC17, то бишь: не очень-то семейное зрелище. Зато
гурманов из страны гамбургеров не обделили
куском европейской кинотрапезы.
Кстати, Гринуэй – обаятельнейший, улыбчивый
человек; примерный, скучный семьянин (под стать
Набокову); режиссер, которого очень любят
киногруппы и актеры (а он открыл немало грядущих
звезд). И внешне будто сошел с флорентий-
ского портрета эпохи Возрождения. Будто успев
пожить и там, и во многих других временах и
воплотив это в кинополотнах.
Высокопарное «полотно» здесь уместно:
Гринуэя-художника трудно превзойти по
изобразительной мощи. Что он и комментирует:
«Люди просто не знают, что такое кино. Они думают,
что это иллюстрированный текст. Я лучше многих
других понимаю, что кинематограф – это искусство
картинок”. Хочется добавить: чисел и прочей
«мертвой натуры».
А ну-ка убери свой чемоданчик!
По Гринуэю, меньше всего понимают в кино
его «кассовые» коллеги. Не метая торты в
физиономии супротивников на манер 70-летнего
бунтаря Годара, «злодей» Гринуэй атакует кумиров
проката и толп: «Хиты вроде “Гарри Поттера”,
“Властелина колец”, “Матрицы” – не более чем
циничная практика быстрого зарабатывания денег
и поиска дешевой популярности. А свой путь я,
несмотря на возраст, продолжаю искать. И в
фильмах стараюсь создавать новые, незатасканные
образы».
Однако и «незатасканность» может обернуться
компромиссом. Скажем, с новыми технологиями.
Так, похоже, обстоит с 9-часовым и еще не снятым до
конца мегапроектом Гринуэя – «Чемоданы Тальса
Льюпера» (чемоданов – 92). Второе название –
«Фиктивная история урана».
«92 – это номер урана у Менделеева, – объясняет
автор. – И я, пытаясь преподать урок истории,
выбрал его как символ прошедшего века. Ведь он
проходил под знаком урана».
Сюжет фильма прост. На протяжении 70 лет герой
сидит со своими чемоданчиками в тюрьмах всех
континентов. Сидит – с детства, когда его впервые
запирают в сарай, за баловство. В России герою
суждено побывать в ГУЛАГе. «Хотим мы того или нет,
все мы являемся заключенными – пленниками любви,
секса, денег, все находимся в замкнутом
пространстве, которое создаем сами и которое
создают внешние обстоятельства».
Не слишком оригинальные идеи Гринуэя оттеняют
(если не отменяют) его странные
постмодернистские игры.
В «Чемоданах» задействованы 92 актера.
Планируется выпуск 92 СД-ромов, создается сайт,
пишется книга про Льюпера. Готовится к выпуску
интерактивная игра.
В чем не упрекнешь Гринуэя, так это в
непоследовательности. К такому расширению рамок
кино он шел с 1983-го, когда, по его мнению,
произошла катастрофа всемирного масштаба.
Было ли введение в повсеместный обиход пульта
дистанционного управления ТВ катастрофой –
большой вопрос. На взгляд ПГ, нововведение
разрушило «традиционные взаимоотношения кино и
зрителя».
На наш взгляд, катастрофа приключилась раньше –
с появлением телевизора. Да и со своим
мегапроектом Гринуэй явно запоздал. Обруганные
им голливудские колоссы сыграли с опережением.
Достаточно посмотреть, что творится вокруг
«Гарри Поттера» или «Матрицы», претендующих уже
чуть ли не на создание новых религий…
В чем, кстати, нет противоречия главной мысли
отчаянного экспериментатора: «Что такое
искусство, как не попытка установить порядок в
хаосе?»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|