ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя истории
Мастер-класс Игоря Карачевцева
«Интегрированный подход на уроках по истории
Отечества». На сцене он и старшеклассники. В зале
коллеги-историки.
Можно ли на уроках истории дать ученику
возможность понять самого себя? Кто я, какой я в
историческом процессе, почему мне близки мысли и
действия одних людей, а поступки других я
осуждаю? Шанс прорыва к самому себе Игорь
Альбертович создает для ребят, конструируя
особое пространство урока. Бережный диалог
взрослого и ребенка, где взрослый знает,
понимает, разбирается и владеет культурой
исторического мышления просто чуть больше.
– Диалог есть диалог. Не хочу навязывать свое
мнение, – говорит Карачевцев. – Хотя порой ловлю
себя на желании прокомментировать высказывания
ребят и подвести итоги за всех.
Секрет успешной работы педагога в том, что
учитель подбирает учебник и другую литературу «о
прошлом» под себя, под свои интересы и
мироощущение, считает Карачевцев.
Как написать такой интересный учебник?
– Я пробовал писать учебник о ярких событиях и
харизматических личностях, – признался учителям
Александр Левандовский, автор «Истории России XIX
века». – Не получается. Сплошная эклектика. Я
очень люблю XIX век. Все, что в нем было,
необыкновенно волнует меня. Знаете, когда один из
персонажей XIX века, профессор Московского
университета Грановский читал свои лекции,
студенты и многие преподаватели приходили и
занимали места заранее, чтобы швейцар не оставил
их перед закрытой дверью: помилуйте, батюшка, уж и
на ступеньках сидят! На лекциях Грановского
происходило чудо, казалось, сама история
проходит через аудиторию, с такой удивительной
пластичностью этот человек мог показать
движение исторического процесса.
Главный герой учебника Александра Левандовского
– исторический процесс со всеми его
причинно-следственными связями. Герой для книги
необычный. Да и сама книга редкостная – написана
человеческим языком и обращена к подростку.
Один из способов реконструкции исторического
процесса – работа с архивами. Поэтому так много
учителей собрались на встречу с интересным
человеком Сергеем Мироненко, директором
Государственного архива России. «Мифы и правда
истории. Историческое сознание общества и
современная школа» – кому как не главному
архивариусу страны поразмышлять об этом вместе с
учителями?
К сожалению, в принятых Министерством
образования стандартах по истории, так и не
утвержденных Государственной думой, а потому
противоречащих Закону «Об образовании»,
педагогический официоз возвращается к
оценочному принципу подхода к событиям мировой и
отечественной истории. Ведущий темы «Горячие
точки истории России XX века в современных
учебниках истории» профессор Александр Данилов
поделился с участниками «круглого стола»
собственными наблюдениями за изменением в
стандартах формулировок сталинского периода в
истории Отечества. Начинались они как «эпоха
победившего социализма», потом стали «временем
культа личности Сталина», затем превратились в
«эпоху тоталитаризма», а в последней редакции
опять «культ личности» появился.
– Так нельзя, – посетовал профессор Данилов. –
Учителя склонны воспринимать формулировки в
стандартах как установку, руководство к
действию.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|