Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Евгения СОКОЛОВА

День учителя истории

Мастер-класс Игоря Карачевцева «Интегрированный подход на уроках по истории Отечества». На сцене он и старшеклассники. В зале коллеги-историки.
Можно ли на уроках истории дать ученику возможность понять самого себя? Кто я, какой я в историческом процессе, почему мне близки мысли и действия одних людей, а поступки других я осуждаю? Шанс прорыва к самому себе Игорь Альбертович создает для ребят, конструируя особое пространство урока. Бережный диалог взрослого и ребенка, где взрослый знает, понимает, разбирается и владеет культурой исторического мышления просто чуть больше.
– Диалог есть диалог. Не хочу навязывать свое мнение, – говорит Карачевцев. – Хотя порой ловлю себя на желании прокомментировать высказывания ребят и подвести итоги за всех.
Секрет успешной работы педагога в том, что учитель подбирает учебник и другую литературу «о прошлом» под себя, под свои интересы и мироощущение, считает Карачевцев.
Как написать такой интересный учебник?
– Я пробовал писать учебник о ярких событиях и харизматических личностях, – признался учителям Александр Левандовский, автор «Истории России XIX века». – Не получается. Сплошная эклектика. Я очень люблю XIX век. Все, что в нем было, необыкновенно волнует меня. Знаете, когда один из персонажей XIX века, профессор Московского университета Грановский читал свои лекции, студенты и многие преподаватели приходили и занимали места заранее, чтобы швейцар не оставил их перед закрытой дверью: помилуйте, батюшка, уж и на ступеньках сидят! На лекциях Грановского происходило чудо, казалось, сама история проходит через аудиторию, с такой удивительной пластичностью этот человек мог показать движение исторического процесса.
Главный герой учебника Александра Левандовского – исторический процесс со всеми его причинно-следственными связями. Герой для книги необычный. Да и сама книга редкостная – написана человеческим языком и обращена к подростку.
Один из способов реконструкции исторического процесса – работа с архивами. Поэтому так много учителей собрались на встречу с интересным человеком Сергеем Мироненко, директором Государственного архива России. «Мифы и правда истории. Историческое сознание общества и современная школа» – кому как не главному архивариусу страны поразмышлять об этом вместе с учителями?
К сожалению, в принятых Министерством образования стандартах по истории, так и не утвержденных Государственной думой, а потому противоречащих Закону «Об образовании», педагогический официоз возвращается к оценочному принципу подхода к событиям мировой и отечественной истории. Ведущий темы «Горячие точки истории России XX века в современных учебниках истории» профессор Александр Данилов поделился с участниками «круглого стола» собственными наблюдениями за изменением в стандартах формулировок сталинского периода в истории Отечества. Начинались они как «эпоха победившего социализма», потом стали «временем культа личности Сталина», затем превратились в «эпоху тоталитаризма», а в последней редакции опять «культ личности» появился.
– Так нельзя, – посетовал профессор Данилов. – Учителя склонны воспринимать формулировки в стандартах как установку, руководство к действию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru