ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День школьной администрации и
здоровья детей
Почему III Московский педагогический
марафон открылся Днем школьной администрации и
здоровья детей? Простая случайность? “Нет, –
убежденно заявила, открывая программу дня,
руководитель Департамента образования Москвы
Любовь Кезина. – Именно от директора зависит
лицо школы. Будь школа авторской, инновационной
или школой здоровья – за всем этим все равно
стоит директор. Недаром лучшие школы знают не по
номерам, а по именам возглавляющих их
директоров”.
На марафон приехали почти пятьсот
представителей школьной администрации из самых
разных регионов страны.
“Вы впервые на марафоне? “, – спросила я соседку
по ряду. “В прежних марафонах участвовала как
учитель-предметник, – ответила москвичка
Светлана Бородачева, – на этот раз как
заместитель директора. От сегодняшнего дня жду
многого: и практических рекомендаций для работы,
и что марафон привлечет к проблемам образования
внимание, которое давно необходимо”.
Пристальный интерес участников вызвала лекция
Марьяны Безруких, директора Института
возрастной физиологии, – “Здоровье в школе”.
Четкие, конкретные предупреждения и
рекомендации специалиста убеждают: в школе
немало резервов для сбережения здоровья детей,
но зачастую они не используются. “К сожалению,
углубленное исследование здоровья детей не
проводится. Мы анализировали школьные
медицинские карты, беседовали с родителями. Так
вот, в картах нет и трети того, о чем говорят
родители, а ведь они знают далеко не все!”
Серией психологических экспериментов, вовлекших
участников в активную работу, началась лекция
Александра Асмолова “Управление как искусство
толерантности”. Правильно ли мы понимаем, что
такое толерантность? Почему управление и
толерантность неразрывно связаны? “Понимание
мыслей собеседника без понимания его мотивов –
неполное понимание. Все реформы разбиваются,
если не соответствуют разнообразным мотивам и
ценностям людей. Толерантность – это нормы
совместной жизни в разнообразии, правила
нахождения общего языка, алгоритмы поиска
взаимопонимания”.
Любовь Асмолова в лекции “Школа директора
школы” сосредоточила свое внимание тоже на
целях и мотивации. И в первую очередь на
идеологии работы директора: “Без осознанной
идеологии управления, без целостной системы
ценностей и целей не будет и системы управления.
Мы будем только разрывать ребенка на части, а не
формировать гармоничную личность”.
“Гармонизация педагогических парадигм –
стратегия развития образования” – такое
таинственное название лекции придумал Евгений
Ямбург. Правда, таинственность рассеялась сразу,
а слушателям пришлось вдуматься в очень нелегкую
проблему: три парадигмы, существующие в
сегодняшнем образовании, обладают серьезными
издержками, и время требует их устранения.
Принцип “Знания прежде всего” разрушает
здоровье ребенка. Принцип “Любовь к ребенку
прежде всего” опасно влияет на уровень его
знаний и готовность к нелегкой жизни, где его
встретит отнюдь не всеобщая любовь. Принцип
“Прагматическая компетентность прежде всего”
идет в ущерб чистому мышлению, что в конце концов
опасно для самой прагматической компетенции.
Нужна четвертая парадигма – культурологическая.
То есть воспитание духовного человека, передача
смыслов и ценностей следующему поколению.
Лекции Марка Мусарского “Школьная экономика:
управление в действии”, Ефима Рачевского
“Система управления в условиях открытого
образования”, семинар Сергея Асеева
“Применение информационных технологий в
оптимизации учебной и психологической нагрузки
для сохранения и укрепления здоровья детей”
дали участникам неоценимый живой и новый опыт
практических подходов к нелегким проблемам
современной школы.
А какой страстной получилась дискуссия “Единый
государственный экзамен”! Вел ее Артем
Соловейчик. Ради углубления дискуссии он
поначалу взял на себя роль защитника ЕГЭ, но в
совместном диалоге участники выявили как
позитивные моменты этого начинания, так и
негативные. Негативных оказалось больше.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|