КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Крестный путь – сотворение нового
мира
Мэл Гибсон вызвал на экран образ
Христа
Фильм Мэла Гибсона “Страсти Христовы”
лаконичен и прям. Никакой риторики, никаких
украшений и поэтических вольностей. Но полное
доверие источнику, его силе и поэзии, внимание к
традиции и векам истории, пронизанной духом
открытия этого великого сюжета.
Мистерии Страстей Господних – а именно на
страданиях Христа сосредоточил свой взгляд Мэл
Гибсон – два тысячелетия сопровождают жизнь
христианских церквей и так же, как другие –
Пасхалии, Рождественские феерии, жития особо
чтимых святых – Георгия, Николая, Патрика,
художественно структурируют религиозное и
культурное сознание и существование
христианина.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА “СТРАСТИ ХРИСТОВЫ”
Для современного русского человека,
даже восстановившего свою религиозную жизнь,
”Страсти” пред-
ставляются чем-то чужеродным, чтобы не сказать –
только западным, католическим явлением. Впрочем,
библейские мистерии, мистерии житий святых
пустили корни в России рано. Просто потом, в бурях
или зловещей тишине ближайшей истории, эта
традиция была практически искоренена во всей
советской империи. Отзвук ее можно обнаружить в
фильмах Сергея Эйзенштейна (“Пещное действо” в
“Иване Грозном”), Тенгиза Абуладзе и Сергея
Параджанова, в “Андрее Рублеве” Андрея
Тарковского.
Мэл Гибсон, хорошо известный нашему зрителю в
качестве американской кинозвезды боевиков не
без комического уклона, уже неоднократно заявлял
себя и как очень серьезный кинематографист. Его
Гамлет полон жизни и глубокой, какой-то сиротской
любви и печали. Первая режиссерская проба
“Храброе сердце”, как у Сергея Эйзенштейна,
решена с отвагой и размахом в изображении
исторических проблем, массовых сцен и
героического пафоса. Но ничем, даже
неповреждаемым от времени геном Шекспира,
передающимся всем исполнителям его
произведений, нельзя подготовить то
кинематографическое впечатление, которое
производит фильм “Страсти Христовы”.
«Смотри, я творю все новое» (Отк. 21, 5), говорит
Христос Марии, следующей Крестным путем Сына. В
этих словах отзываются, конечно, знакомые
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»
(Ин. 13, 34), но повторенные особым образом: слова
Иисуса воплощены здесь в любви, проступающей
сквозь человеческие муки и боль, все это
принимает на себя Богочеловек ради спасения рода
человеческого. Из Своей муки и боли Он творит
новый мир. Мир сострадания и любви, достоинства и
надежды. Шаг за шагом, падая и проливая
драгоценную кровь, Спаситель открывает этот
новый мир человеку, побеждает дьявола, сокрушает
двери ада, отворяет рай уверовавшему разбойнику,
а за ним всему человечеству.
Время и пространство в фильме Мэла Гибсона
говорят не меньше слов и звуков, и говорят то, что
нельзя выразить другими средствами. Время и
пространство многомерны и экспрессивны, они
изменяются вокруг Христа и в свою очередь меняют
людей, хотя они и не сразу замечают это. Только
самые чувствительные вслушиваются в эти
перемены. Большинство же продолжает
существовать так, как если бы ничего не
происходило. И лишь один – Иуда Искариот так и
остается в линейном, неподвижном, лишенном всех
проявлений жизни правдоподобии. Он предатель по
собственному выбору, и каждый следующий его
выбор еще хуже предыдущего и ведет его к
тотальной смерти, очевидной и отвратительной,
как изъеденный червями мертвый осел, на веревке
которого он вешается.
Когда Матвей Муравьев-Апостол, старший из трех
братьев-декабристов, пытался покончить жизнь
само-
убийством, ибо считал себя виновным в том, что
втянул в движение обоих младших, из них 19-летний
Ипполит был уже мертв, а Сергей приговорен к
повешению, Сергей, узнав о намерении брата, в ночь
перед своей казнью написал ему письмо. Он
призывал Матвея отказаться от этого последнего
греха Иуды, ведь тот своим самоубийством
подтвердил неверие в бесконечную милость
Господню.
Мэл Гибсон верит и не отводит глаз от крестных
мук Спасителя до самого конца. До последнего
вздоха и божественной слезы, вызывающей
сотрясение земли и тьму. «И вот, завеса в храме
раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. 27, 51). До
последнего мгновения смерти Иисуса Христа и Его
воскресения в финале фильма, когда пустеют
смертные пелены, чуть провисая внутрь, словно
кокон только что вылетевшей бабочки. Так,
богословски и кинематографически ясно,
свидетельствует Мэл Гибсон, христианин и артист,
свою веру.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|