КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
“Золотая маска” вышла на финишную
прямую. В Международный день театра – 27 марта она
торжественно и весело начала свои финальные
показы, а уже 13 апреля объявит новых лауреатов.
Без шампанского в крови
оказалась попытка реставрации балета
“Дон Кихот”
СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА “ДОН КИХОТ”
Вот уже в третий раз номинантом
“Золотой маски” становится спектакль Сергея
Вихарева. Выпускник Ленинградского
хореографического училища, солист
Кировского/Мариинского театра, он уже несколько
лет возглавляет балетную труппу новосибирской
оперы. Настоящую известность Вихареву принесли
опыты по реконструкции утраченных шедевров
Мариуса Петипа. Именно они – “Спящая красавица”
в Мариинке и “Коппелия” в Новосибирске – были
удостоены “Золотой маски” 1999 и 2002 годов.
На этот раз в борьбу с отнюдь не ветряными
мельницами, а достойными противниками вступил
новосибирский “Дон Кихот”. Роман Сервантеса
издавна привлекал внимание мастеров танца. Кто
только не обращался к нему. Самый первый балет на
сюжет романа назывался “Дон Кихот у герцогини”,
поставил его Жозеф Бодэн де Буамортье в 1743 году.
Гильфердинг и Новерр, Милон и Дидло, Гюлень-Сор и
Бурнонвиль, все трое представителей семьи
Тальони (Филипп, Поль и Сальваторе). Гзовская,
Лифарь, Баланчин, Нуреев, Барышников, Кулберг,
Шперли, Ноймайер… Этот звездный список можно
продолжить. Трудно сказать, кому повезло больше:
роману, оттого что балетные гении так часто
черпали в нем вдохновение, или балету, нашедшему
в романе столь благодатный сюжет. Но кому повезло
наверняка, так это зрителям и артистам, которым
подарили вечный праздник.
Самые знаменитые московские версии “Дон
Кихота” принадлежат Мариусу Петипа (1869) и
Александру Горскому (1900).
В постановке Петипа преобладали зажигательные
характерные танцы. Спектакль пользовался
небывалым успехом. Критики писали о неге, кипучей
жизни и страсти, бьющей через край. Танец рождали
возбуждение уличной толпы, ее эмоции, бурный
испанский темперамент. И все же это был
спектакль, поставленный по строгим канонам
своего времени.
Новатор Горский, находившийся под влиянием
передовых идей Московского Художественного
театра, отважился нарушить эти каноны. Стремясь к
“жизненной правде” в хореографическом
искусстве, он категорически отверг симметрию,
добивался “постоянного движения масс”,
индивидуализации каждого персонажа в пестрой
толпе. Эксперимент вызвал нескончаемые споры.
“За” были те, кто находил в новой постановке
торжество красоты. “Против” – балетоманы,
ревнители вековых традиций. Так или иначе, но в 1902
году Горский поставил свой вариант и в
Петербурге.
В отличие, скажем, от “Спящей красавицы”
доподлинно реконструировать “Дон Кихота”
невозможно – записи не сохранились. Версии
Петипа и Горского роднило искрометное веселье,
солнечные краски, ощущение праздника. Но
постановки все же были разные. Вихарев же заявил
в программке обоих хореографов, подготовив себе
тем самым ловушку. Спектакль получился каким-то
усредненным. Знаменитая толпа на площади –
какой-то урезанной: и не “классической”, и не
“мхатовской”. Испанская характерность утрачена
безвозвратно. Танец никак не окрашен. Образы
главных героев размыты. Недаром самое большое
оживление в зале вызвал и в самом деле прелестный
живой кучерявый ослик, что вывез на сцену Санчо.
Номинированная на “Золотую маску” Анна Жарова
(Китри) – прекрасная балерина, чьей культуре
танца и технике позавидовали бы иные столичные
знаменитости. Но для этого спектакля ей явно не
хватает темперамента, того “шампанского” в
крови, без которого невозможен, да и просто не
нужен балетный “Дон Кихот”. Между тем пантомима,
забытая нынче балетная пантомима, которой
Вихареву всякий раз заново приходится обучать
своих артистов, удается Жаровой как нельзя лучше.
Фестивальный зритель так и не оценил бы эту
танцовщицу, не включи новосибирцы в свою
московскую программу подлинный шедевр Петипа –
Вихарева – “Коппелию”. Стилистическая
внятность, художественная целостность, ясность
задачи и виртуозность ее выполнения, безупречная
техника и полное соответствие амплуа балерины
сценическому образу. “Коппелия” снова
заслужила бы “Маску”, если бы такое было
возможно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|