Я ИДУ С УРОКА
БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ
Жизнь, которую мы стараемся не
замечать
Рассказ Алены Н. из Вологды
Читатели, возможно, обратили внимание,
что в этом году учительских посиделок в редакции
мы не проводим – другие планы, другие хлопоты. Но
знакомые учителя (и из Москвы, и не только) по
старой памяти заглядывают в “Режиссуру урока”,
радуя нас своими то веселыми, то грустными –
словом, самыми разными рассказами. Так что
коллекция диктофонных записей у нас по-прежнему
растет. И вот одна из самых свежих…
С прошлой четверти работаю я в
маленьком-маленьком кабинетике. Шесть метров на
четверых!
Справа социальный педагог беседует с родителями
неблагополучных детей. Слева завуч с работниками
филармонии (или еще с кем-нибудь) решает какие-то
вопросы по внеклассной работе. Тут же один
дяденька, который в школе занимается тренингами,
сидит в углу, закрыв уши, и пытается сочинять
какие-то свои программы.
Ну а я с кем-нибудь готовлюсь к конкурсу чтецов
(все занято: в кинозале – продленка, свободных
кабинетов нет, а в коридорах дети бегают).
И в такой тесноте каждый день. На головах друг у
друга в две смены, а практически – в три (8 классы
с двенадцати начинают, 6–7-е – с двух, а
заканчивают в половине восьмого). Представляете!
Совсем у меня под носом стол завуча по
внеклассной работе. На нем куча различных бумаг,
тетрадей. Вижу, сверху листочек, на котором
детским почерком написано: Докладная. Ну и я,
человек любопытный, взяла почитать.
Подлинная правда
Раньше я читала докладные директору, но
такого “речевого произведения”, как это, не
попадалось. Мне кажется, что вот уж действительно
в документе отразился живой нерв и подлинная
правда.
Читается как детектив, не могла оторваться.
Сначала я не уловила, в чем суть. Поняла только,
что там были замешаны два новых мальчика
“кавказской национальности”. И что брат
вступился за брата.
Разобралась, когда стала читать по второму разу.
Мальчики сначала дрались в шутку, а потом некто
влез в драку. И видимо, их драка уже готова была
перерасти во что-то более серьезное.
Тогда один сказал, что драться без причины не
будет. Тут другой обозвал его “бабой” (это я уже
потом от детей узнала, а в объяснительной он
написал “девчонкой”!). Естественно, чтоб
доказать, что он не девчонка (и уж тем более баба),
ему пришлось драться дальше.
А перед тем как продолжить, он снял куртку и
вытащил деньги, чтобы отдать брату. Тут обидчик
еще и добавочно оскорбил и его, и его брата.
Сказал, что они бомжи и что у них денег всего
двадцать копеек.
И тогда они уже вдвоем его за это поколотили.
В шутку ли, не в шутку, а…
Прочла я и от стиля изложения прониклась
восторгом: “Галина Юрьевна, кто же это так хорошо
смог написать? Вот бы они так сочинения на уроках
писали!”
Тут она мне и сама ситуацию осветила. Мальчики
подрались, и одного из них пришлось заставить
написать докладную. (Это у нас один из способов
профилактической работы с драчунами: вот ты
сейчас напишешь докладную, а потом мы посмотрим,
что с тобой делать – отдавать ее директору или
нет.) Но драка была справедливой. А докладная
нужна на случай, если в школу придут родители
побитого обидчика.
В докладной: мы начали драться в шутку. Это 5–6
класс. Они действительно дерутся без конца.
В шутку ли, не в шутку, но идешь по коридору – и
переступаешь через дерущихся детей. Если
успеешь, то скажешь: “Это что такое? Ну-ка быстро
встали!”
Но вообще-то я стараюсь не вмешиваться, потому
что эти драки не до кровопролития. А драться-то им
надо.
Мой сын учится в 5 классе, и он постоянно мне
рассказывает, кого он сегодня побил. Но он
никогда не скажет бил! У них градация – кто кого
сегодня побьет (то есть победит). Вот они как бы в
шутку и дрались.
Не задира какой-нибудь
Есть интересная книга ленинградского
психолога “Тайная жизнь детей и подростков”. В
ней речь немного о другом, а я же о том, что в нашей
школе вот эта самая тайная жизнь детей меня очень
интересует.
Ведь их насыщенную жизнь, которая идет
параллельно с нашими скучными уроками, мы часто
не замечаем.
У меня сын Петя. В первом классе его били все кому
не лень, и он все время ходил ко мне жаловаться.
Ребенок был постоянно зареванным, мне часто
говорили: “Вон ваш Петя плачет”. И я бежала на
выручку. И мне приходилось разбираться с
мальчиками, которые его били.
Тогда я его отдала на борьбу. С первого класса, с
середины года. Сейчас он в пятом и на борьбу ходит
до сих пор.
На соревнованиях он не побеждает, но у него по
физкультуре пятерки, и он отжимается сорок раз. У
него появилась уверенность в себе. И он считает,
что практически в классе может побить всех.
Насколько это соответствует действительности,
не знаю, но он мне уже не жалуется.
При этом он не задира какой-нибудь. Он тихий,
спокойный ребенок. Но он каждый день говорит,
кого они побили...
На днях, например, он мне сообщил, что одного
мальчика побил. Я говорю: “Да как же ты его побил,
за что?” А он: “Славика защищал”.
А Славик у них такой, что его все могут побить. Так
мой Петя за него вступился. Вот такие непростые у
них детские взаимоотношения.
А перед отъездом в Москву я в нашем кабинете
увидела одного из тех мальчиков с Кавказа.
Старшего вызвал социальный педагог писать
объяснительную, почему он обозвал девочку.
Оказалось, что была опять какая-то драка, и сама
эта девочка их обозвала первой...
Очень жизненная драматургия
А на прошлой неделе я вела урок в седьмом
классе. Тема: драматургия. И вот я объясняла, что
такое монолог. Рассказываю и чувствую, что говорю
в пустоту. В чем дело, не пойму.
И тут одна девочка поднимает руку: вот вы сказали,
что в монологе решается проблема и она должна
быть жизненно важной. А я хочу сказать, что меня
очень волнует проблема взаимоотношений в нашем
классе. Вот видите, сейчас сидит Дима. Он плачет.
Я посмотрела на Диму, который всегда сидит за
второй партой и на которого, пока я вещала, не
обращала никакого внимания. Действительно, Дима
сидел и утирал слезы.
Дальше она говорит: “У нас все мальчики в классе
его травят, по всей школе развесили объявления с
его кличками. Он по всей школе бегал и срывал эти
объявления, а теперь – плачет”.
С мест на нее закричали, что когда она сама пришла
в школу, то тоже стала его обзывать. А она: “Я
думала, что вы просто прикалываетесь, что вы
шутите. А потом поняла, что вы не шутите”.
От игры до травли…
И тут в классе такая буря началась! Я
велела успокоиться и стала выяснять.
Начала с Насти. Та сказала, что она “за” Диму и
считает, что раз мы все одноклассники, то должны
относиться друг к другу по-товарищески.
И говорила она это с такой болью в голосе и с
такими горящими глазами, что, поверите ли, я даже
позавидовала (а мы говорим, что сейчас дети
черствы и циничны!).
Ее поддержала другая девочка: “Как тебе не
стыдно, Кирилл, ведь ты сам обижался, когда тебя
обзывали. Тебя вишенкой обозвали, и ты сам тогда
чуть не плакал. А его не просто вишенкой
обозвали”. А ребята одно: “Он сам виноват, он сам
проиграл!”
Оказалось, что этот Дима, который сейчас плакал,
играл с друзьями в какую-то игру с уговором: кто
проиграет, у того будет кличка.
Он проиграл, и друзья придумали кличку. Но тут в
какой-то момент игра, видимо, переросла в травлю.
Или кличка была очень обидной… Но когда он
сказал, что разрывает уговор (что он уже не хочет,
не будет и чтоб они отстали от него), то они
сказали, что он “баба” (раз плачет!) и что они всю
школу завесят объявлениями с этой самой его
кличкой.
Прорвало
Стала я всех мальчиков опрашивать, кто и
как к этому относится. (Дима уже и плакать
перестал и слушал все это вполне
заинтересованно.)
Выяснилось, что относятся одинаково вовсе не все.
Один: я за Диму. Другой: я воздержался. А один
мальчик долго сидел, сидел, а потом говорит, что
ведь каждый из нас мог быть на месте Димы и
каждому было бы неприятно. Каково же ему сейчас?
Мальчиков было человек десять. И оказалось, что в
зачинщиках было три человека (и к ним примкнули
двое подлиз).
До конца урока мы уже больше драматургией не
занимались. Я опрашивала стороны и старалась,
чтобы они не кричали, слушая друг друга.
Но я не считаю, что урок был сорван. Он стал одним
из тех редких моментов, когда тайная жизнь детей
прорвалась. И на уроке мы коснулись драматизма их
собственных взаимоотношений, и оказалось, что
это жизненно важная проблема.
А в самом конце урока я у девочек отобрала
записку и уже дома прочитала: “Дима, мы с тобой,
не плачь, скажи родителям, пусть напишут
заявление директору...” (?!). То есть они его
всячески поддерживали, а это, конечно, неплохо…
Такая вот наша школьная жизнь.
Записано на диктофон
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|