РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Санкт-Петербург
А в-четвертых, это полезно
Читая ребенку сказку, можно
подготовить его к жизни
Оксана. Каким способом можно
сформировать у ребенка трех лет социальные
навыки? Особенно когда он еще маленький. Или
нужно подождать, пока подрастет?
Ирина Хоменко. Социальным обучением
можно заниматься рано и на любых примерах –
книжных, жизненных, “киношных”. Если посмотреть
на любую сказку как на опыт другого человека с
точки зрения его безопасности, то лучшего
методического материала не найти. Просто надо
всегда сказку “расширять” до уровня рефлексии и
проектирования моделей, которые потом могут
встретиться ребенку в жизни.
Возьмите “Красную Шапочку”. Это ведь живая
инструкция по технике безопасности! А “Золотой
ключик”? Профилактика финансового
мошенничества, не говоря о любовном
треугольнике. Очень часто взрослые
ограничиваются выводами, заложенными в сказке.
Но для полноценного социального развития
ребенка полезнее все-таки именно сам процесс,
описанный в той или иной истории, то есть то, как и
почему события развивались именно так. И какой
“вклад” в их развитие внесли те или иные
персонажи.
Между прочим, разные дети в одних и тех же сказках
идентифицируют себя с разными героями. И этот
выбор для родителей – крайне важный
“диагностический материал”. Здесь как раз и
можно увидеть, насколько ребенок ориентирован на
себя, на других или на общественные интересы.
Но самый эффективный способ – это, безусловно,
обсуждение с ребенком своих проблем (или проблем
ближайшего окружения), которые возникают на
работе, с друзьями, в транспорте.
Каким образом можно это делать? На любую проблему
хорошо бы смотреть как минимум с двух сторон:
“как было” (что произошло) и “как надо было бы
поступить...”. Анализируя свое поведение, вы
можете научить ребенка прогнозировать действия
и заодно получите хороший совет со стороны.
Главное – попробовать объяснить ему суть вашей
проблемы на понятном ему языке.
Обсуждая эти ситуации с родителями, примеривая
их на себя, ребенок формирует образец своего
поведения в будущем. Поскольку в стрессовой или
неожиданной ситуации человек, как правило,
действует автоматически, то модель, заложенная
когда-то с вашей помощью, обязательно сработает и
выручит ребенка.
Какие плюсы у социально обученного человека?
Я думаю, что их несколько.
Во-первых, он чувствует себя гораздо увереннее в
незнакомой обстановке.
Во-вторых, он способен помочь другим – советом,
поступком. А помощь другим повышает самооценку.
В-третьих, у него развивается мышление, так как
постоянно совершенствуются аналитические
навыки.
Ну а в-четвертых, это полезно… вам. Ведь когда
родители знают, что их ребенок подготовлен к
жизни, они меньше беспокоятся и нервничают.
По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|