Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Ольга ДРОЗДОВА

От повышения грамотности – к лингвистической картине мира

Московская гимназия № 1541 – широко известная в прошлом французская спецшкола. Разговор, состоявшийся с заместителем директора по экспериментальной работе, кандидатом педагогических наук Ольгой Дроздовой, дает понять: “хорошее образование” – это живое, изменяющееся образование, учитывающее в своем течении многие случайности, а не просто следующее за той или иной учебной программой.

Конечно, преподавание французского языка у нас на высоте, но одно это не может определять лицо школы. Языковое образование гимназистов – это не только обучение иностранным языкам. Мы хотим большего: развить привычку переживать язык как интеллектуально-чувственное событие. Такой подход многое меняет в структуре и содержании учебного процесса.
В первую очередь мы стараемся поднять уровень преподавания русского языка. И это вовсе не утилитарная борьба за “повышение грамотности учащихся”, а попытка воплотить идею русского языка как национально-культурного феномена. Дети должны понимать, что русский язык – это один из языков в ряду других и что любовь к нему, его познание невозможны без сравнения и сопоставления с явлениями разных языков.
Затем пришлось обратить внимание на тот круг текстов, в сфере которых происходит лингвистическое образование учеников. Востребованными стали не только классические образцы художественных текстов, но и тексты, существующие в сегодняшнем времени и пространстве, трансформирующие и преображающие языковую традицию. Причем расширять обучающее текстовое пространство за счет живого материала мы стали не совсем обычным образом. Для того чтобы дети обращали внимание на реальную речь, родную и иностранную, мы уже восемь лет проводим ежегодные языковедческие конференции на темы, которые не могут не заинтересовать: язык и юмор, языковое манипулирование и так далее. Поиск оригинального материала, проведение опросов и анкетирование, “полевые” лингвистические исследования, выстраивание собственного текста и его презентация – все это ложится в копилку речевого опыта ученика и одновременно в копилку текстов для уроков языкознания. Мы получаем дидактический материал, собранный самими детьми.
Видим мы и необходимость привлекать детей к любым интеллектуальным конкурсам. Как правило, участник, а тем более победитель такого конкурса буквально обретает крылья, его развитие становится стремительным. Среди наших детей есть победители “Умников и умниц”. Мы подключились к игре “Модель ООН”, которая идет уже много лет. Ее привлекательность в том, что участвующие дети, имитируя деятельность представителей ООН, выступают на иностранных языках, ведут дебаты, отстаивают определенные политические позиции. Им необходимо не только серьезно войти в содержание проблемы, но и выгодно представить ее средствами чужого языка. Детей, интенсивно изучающих иностранные языки, публичность только поддерживает. Правда, этот момент нашей деятельности не так прост, как может показаться. О любом конкурсе нужно как-то узнать и правильно заявить о себе. А потом разъяснить родителям суть события, чтобы они согласились на участие ребенка в конкурсе. Наконец, включается и профессиональный аспект: надо помочь ребенку подготовиться. Например, узнаем о конкурсе “Интеллект-шоу” LG, посылаем детей – они побеждают, ими гордятся в школе, они начинают стремиться к ситуации повторения успеха, и это положительно сказывается на учебном процессе в целом. Или мы выставляем команду на выездной городской конкурс “День гимназиста”. И видим: выполняя самые неожиданные задания, дети вдруг открывают новые стороны своей личности. Кто-то в стихотворстве, оказывается, силен. А кто-то организатор отменный. В других условиях это могло бы и не проявиться.
Мы думаем, что именно хорошее языковое образование является полем формирования гуманитарного взгляда на мир и полем развития качеств интеллектуального лидерства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru