ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
От повышения грамотности – к
лингвистической картине мира
Московская гимназия № 1541 – широко
известная в прошлом французская спецшкола.
Разговор, состоявшийся с заместителем директора
по экспериментальной работе, кандидатом
педагогических наук Ольгой Дроздовой, дает
понять: “хорошее образование” – это живое,
изменяющееся образование, учитывающее в своем
течении многие случайности, а не просто
следующее за той или иной учебной программой.
Конечно, преподавание французского
языка у нас на высоте, но одно это не может
определять лицо школы. Языковое образование
гимназистов – это не только обучение
иностранным языкам. Мы хотим большего: развить
привычку переживать язык как
интеллектуально-чувственное событие. Такой
подход многое меняет в структуре и содержании
учебного процесса.
В первую очередь мы стараемся поднять уровень
преподавания русского языка. И это вовсе не
утилитарная борьба за “повышение грамотности
учащихся”, а попытка воплотить идею русского
языка как национально-культурного феномена. Дети
должны понимать, что русский язык – это один из
языков в ряду других и что любовь к нему, его
познание невозможны без сравнения и
сопоставления с явлениями разных языков.
Затем пришлось обратить внимание на тот круг
текстов, в сфере которых происходит
лингвистическое образование учеников.
Востребованными стали не только классические
образцы художественных текстов, но и тексты,
существующие в сегодняшнем времени и
пространстве, трансформирующие и преображающие
языковую традицию. Причем расширять обучающее
текстовое пространство за счет живого материала
мы стали не совсем обычным образом. Для того
чтобы дети обращали внимание на реальную речь,
родную и иностранную, мы уже восемь лет проводим
ежегодные языковедческие конференции на темы,
которые не могут не заинтересовать: язык и юмор,
языковое манипулирование и так далее. Поиск
оригинального материала, проведение опросов и
анкетирование, “полевые” лингвистические
исследования, выстраивание собственного текста
и его презентация – все это ложится в копилку
речевого опыта ученика и одновременно в копилку
текстов для уроков языкознания. Мы получаем
дидактический материал, собранный самими детьми.
Видим мы и необходимость привлекать детей к
любым интеллектуальным конкурсам. Как правило,
участник, а тем более победитель такого конкурса
буквально обретает крылья, его развитие
становится стремительным. Среди наших детей есть
победители “Умников и умниц”. Мы подключились к
игре “Модель ООН”, которая идет уже много лет. Ее
привлекательность в том, что участвующие дети,
имитируя деятельность представителей ООН,
выступают на иностранных языках, ведут дебаты,
отстаивают определенные политические позиции.
Им необходимо не только серьезно войти в
содержание проблемы, но и выгодно представить ее
средствами чужого языка. Детей, интенсивно
изучающих иностранные языки, публичность только
поддерживает. Правда, этот момент нашей
деятельности не так прост, как может показаться.
О любом конкурсе нужно как-то узнать и правильно
заявить о себе. А потом разъяснить родителям суть
события, чтобы они согласились на участие
ребенка в конкурсе. Наконец, включается и
профессиональный аспект: надо помочь ребенку
подготовиться. Например, узнаем о конкурсе
“Интеллект-шоу” LG, посылаем детей – они
побеждают, ими гордятся в школе, они начинают
стремиться к ситуации повторения успеха, и это
положительно сказывается на учебном процессе в
целом. Или мы выставляем команду на выездной
городской конкурс “День гимназиста”. И видим:
выполняя самые неожиданные задания, дети вдруг
открывают новые стороны своей личности. Кто-то в
стихотворстве, оказывается, силен. А кто-то
организатор отменный. В других условиях это
могло бы и не проявиться.
Мы думаем, что именно хорошее языковое
образование является полем формирования
гуманитарного взгляда на мир и полем развития
качеств интеллектуального лидерства.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|