Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело


ОРИЕНТИРЫ 

Мария СЕРГЕЕВА

Сокровища древнего языка

Зачем сегодняшним ученикам нужна латынь?
На этот вопрос отвечает автор нового, необычного учебника по латинскому языку доктор исторических наук, профессор РГГУ Александр ПОДОСИНОВ

Классическое образование в России исчезло с приходом советской власти. Латынь и древнегреческий «умерли» для русского школьника на целых 70 лет. Но сегодня родители, подыскивая своим детям престижную гуманитарную гимназию, непременно справляются о том, преподается ли в этой школе латынь.
– Давайте сразу определимся: так надо или не надо школьникам изучать латынь?
– Всем – не надо! Но я считаю, что те школы, которые объявили себя лицеями или гимназиями с гуманитарным профилем, просто обязаны ввести в программу латинский язык, найти учителей! Там, где воспитывается гуманитарная элита, без латыни обойтись нельзя.
– А трудно было заново вводить латынь в школах? В каком году все это началось?
– В 89-м году. Как только вышел знаменитый указ о разрешении школам вводить лицейские, дополнительные компоненты к базовой школьной программе. Прогрессивные директора школ одним из первых таких предметов стали вводить латынь. Но выяснилось, что нет учебников. Сначала мы попытались адаптировать дореволюционные, гимназические учебники, но они были ужасно скучные, а университетские – слишком сложные. Поэтому пришлось писать учебники самим.
– На ваш взгляд, каково оптимальное время изучения латыни для школьников?
– Трех лет в последних классах по два часа в неделю вполне достаточно. Ведь никому не надо, чтобы дети полностью выучили язык в школе, нам надо просто познакомить их с латынью, через нее привить филологический подход к языкам и культуре, расширить общекультурный кругозор ученика.
– Латынь называют «мервым языком». А учебник, который вы создали, – такой живой, игровой, нестандартный… Как это получилось?
– Это было почти по наитию: шутки, кроссворды, игры, карикатуры. Я параллельно начал собирать школьные учебники латинского языка по всей Европе. Оказалось, многие из них имеют игровой элемент.
– Как вы считаете, меняется ли сегодня отношение школьников к латыни, или она по-прежнему остается для них экзотикой?
– Конечно, меняется. Уже нет такого неприятия, как раньше. Я считаю, что человек, в детстве поломавший голову над подлинным Горацием, прочитавший пару фраз из речи Цицерона, покопавшийся в словарях, не напрасно учился в средней школе. Для хорошего человека это необходимо. Ведь расцвет русской культуры начала ХХ века обязан тому, что к концу XIX столетия у нас была одна из лучших в Европе гимназий, там было все настоено на древних языках. Весь Серебряный век: сюжеты, мотивы, образы – пронизан античностью. Я всегда говорю, что хотя мы все признаемся в любви к поэзии Серебряного века – Мандельштаму, Блоку, Ахматовой, но мы читаем их как некие варвары, которые из великой и почти чужой литературы понимают процентов 40–60, не больше. Потому что поэты эти оканчивали гимназии и стихи писали для тех, кто оканчивал гимназии. У Мандельштама один из самых замечательных сборников его поэзии называется Tristia. Нам это о чем-то говорит? Можно, конечно, сделать сноску и написать, что в переводе с латинского Tristia – это «Печальная песнь». Но что это значит? А все дело в том, что во времена Мандельштама гимназисты немало времени тратили на то, чтобы изучить «Тристии» – «Печальные песни» Овидия. Это было трудно, но они знали и понимали на языке подлинника все нюансы этого жанра: трагедия последней, прощальной ночи в Риме перед отправкой поэта в ссылку. Поэтому стоило только написать слово «Тristia», и каждому бывшему гимназисту это говорило так много! Получается, что латынь необходимо знать не для каких-то непонятных, чуждых нам целей, а даже для того, чтобы хорошо понимать нашу собственную культуру.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru