КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Нынешняя
“Золотая маска” доказывает скупость прошлого
сезона по отношению к театру кукол, что вряд ли
справедливо. Список номинантов в этом году беден,
как никогда. Два спектакля (“Приключения
незадачливого дракона” в Кукольном театре
сказки и “Сон Фавна” в “Кукольном доме”), две
замечательные актрисы (соответственно Эмилия
Куликова и Элина Агеева). Ни режиссера, ни
художника… Интриги почти нет, особенно если жюри
решит поделить две премии между двумя театрами.
А дракончик любит морковку
Куклы, интересные детям и родителям
Галатея. "Сон Фавна"
Интригу не предположил и экспертный совет,
оказавшийся в своем выборе на редкость
консервативным. Его не удовлетворили ни
интересные соображения Валерия Шадского на темы
Гоголя и Нины Садур (“Брат Чичиков” в Рязани), ни
неожиданное новаторство Александра Борока,
поселившего Гамлета в обычную русскую деревню
(“Деревня” в Екатеринбурге). Театры Александра
Максимычева и Игоря Игнаньева конкурировали два
года назад, и снова их приглашают к барьеру.
Интересно, что оба они из Санкт-Петербурга и оба
спектакля идут на камерных сценах. К слову,
нельзя не отметить, что, чем больше нынче
кукольный театр, тем сложнее ему жить, а может
быть, даже и выживать. На этом сходство
заканчивается. Театр сказки представляет
спектакль для детей, “Кукольный дом” – для
взрослых.
Собственно говоря, ничего нового номинанты не
продемонстрировали. “Кукольный дом”, как
всегда, виртуозен, Игнатьевы, как обычно,
изобретательны, и это немного досадно, как всякое
оправданное в театре ожидание.
Элина Агеева и недавно присоединившийся к ней
Борис Макаров мастерски владеют сложной
марионеткой, что уже не раз отмечалось в прессе. В
последнем спектакле режиссера Александра
Максимчева и художника Татьяны Мельниковой “Сон
Фавна” они играют археологов, которые, снимая
слой за слоем исторический грунт, обнаруживают
как самого Фавна, заявленного в названии, так и
остальных персонажей погибшей античности –
Галатею, Дриаду и других.
Археологическая поэма – жанр непростой и ко
многому обязывающий как всякий самостоятельно
придуманный. Ученые-историки, вооружившись
лопатами, не по своей воле кому-то дарят жизнь, а
кому-то приносят смерть – хрупкость или
плотность находки непредсказуемы.
Помимо брутальных кентавров и куртуазного амура
в жарких песках обнаруживается разрушенный
Полифем – отдельные части одной куклы разделены
в пространстве – и укрощенные критские быки, чьи
рога превращаются в арфу. Безмолвные “находки”
подчиняются пряной музыке Ильи Рогалева, в
которой, словно в колодках, их ножкам на ниточках
иногда становится тесно и неудобно.
Фавну снятся по большей части эротические сны.
Но, как известно, Эрос и Танатос не терпят долгой
разлуки, особенно в поэтическом произведении,
так похожем на балет. А последняя находка
археологов несоблазнительна и по-своему ужасна
– это хорошо сохранившийся человеческий скелет.
Рядом с куклами он кажется подлинным. И если
прошлогоднюю “Спящую красавицу” сцена смерти
делила на две части, становясь кульминационной,
то теперь тема небытия, оставаясь ведущей,
сосредоточена в финале.
Под смеющейся маской затейника Фавна
обнаруживаются обыкновенные пустые
небожественные глазницы.
“Приключения незадачливого дракона”
– на удивление милый и добротный спектакль.
Такие произведения одинаково умиляют и детей, и
их родителей. Постоянные зрители “Маски”
вспомнят “Щелкунчика и мышиного короля” тех же
Игоря и Анны Игнатьевых, ставшего победителем
два года назад.
Такого театра, какой они тогда явили, больше не
делают. Большая сцена, несколько смен декораций,
уважительное отношение к тексту, актеры играют
наравне с куклами разных типов. Маленькая
комнатка Мари за секунду заполняла собой всю
сцену, каким-то невероятным образом оживали
игрушки и тени – в том спектакле его создателям
удалось найти тот редкий подлинно гофмановский
дух.
Ива Пержинова – отнюдь не Гофман; ее
пьеса – как ни крути – пустячок. Старый Чародей
убеждает маленького дракона Габанека, что ему
уже пришла пора съесть какую-нибудь принцессу, то
есть надо становиться взрослым. Но хищное
чудовище, а на самом деле ужасно милый дракончик,
обожающий морковку (она у него даже на салфетке
вышита), никак не может на это решиться – уж
больно принцесса мила и хороша.
В таинственном кабинете Чародея вдруг откроется
цветной занавес, и зрители увидят крошечную
комнату: там королевский дворец – прелестный и
столь любимый кукольниками прием театра в
театре. И чтобы заставить дракончика съесть
несчастную девушку, его воспитатель вынужден
идти на разные коварства: то изуродует ее, то
сделает злой-презлой, чтобы в очередной раз ее не
пожалели. Но она, как и положено в сказке,
останется жива и даже выйдет замуж за смышленого
поваренка Йозика.
Умрет сам Чародей, в его 300 с небольшим
волноваться вредно. На его груди одно за другим
лопаются волшебные обручи, и вот уже
необыкновенная летучая мышь покидает комнату…
Эмилия Куликова в роли дракона в меру
сентиментальна и с неожиданной достоверностью
играет в своем обаятельном сказочном герое
ребенка. Маленькие крылышки, длинные ресницы,
доверчивые интонации, некоторая неловкость –
такого Габанека нельзя не полюбить, даже если он
непослушен и обожает морковку, от которой
дракончики хуже слышат. Спрятанная в “черном
кабинете” актриса наделяет куклу точностью
реакций и чувствительным сердцем. А это и есть то
редкое, подзабытое сегодня профессиональное
мастерство кукольников, большинство из которых
стесняются того, что они не актеры, а кукловоды.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|