МАСТЕРСКАЯ ИНИЦИАТИВЫ
Форс-мажор для будущих лидеров
Вместе с профильным обучением в школу
приходят современные образовательные
технологии. Об этом свидетельствует опыт
экспериментальной работы по внедрению
профильного обучения в школах Тольятти
Что такое выбор профиля? Это
возможность, может быть, впервые задуматься над
вопросом: что я собой представляю сейчас, кем
могу стать в будущем и что мне нужно сделать,
чтобы реализоваться в профессии? Ответ на такой
вопрос едва ли отыщешь, размышляя у доски или
читая учебник. Найти его можно только через пробу
своих сил в настоящем деле. А значит, нужны
практико-ориентированные формы образования.
К счастью, в Тольятти есть учебные центры, уже
давно применяющие нестандартные способы
обучения. Прежде всего это Центр «Эрудит» и
Тольяттинская академия управления (ТАУ).
Специалисты «Эрудита» имеют большой опыт работы
с одаренными детьми, в том числе в форме
тренингов. ТАУ уже 10 лет проводит вступительные
экзамены в виде имитационных игр и даже
организует конкурс по имитационным играм среди
школьников города.
Игра начинается с того, что каждый участник
пытается предугадать свою роль в предстоящем
событии, отвечая на вопросы анкеты: «Как вы
думаете, кем вы будете: организатором,
руководителем, генератором идей или
реализатором чужих идей?». «Что вам нравится
делать – руководить, организовывать, работать с
документами, общаться с людьми?..» Затем
участники игры делятся на команды, создают свои
фирмы и начинают проводить друг с другом
различные финансовые операции. Сведения о каждой
сделке записываются на специальных бланках,
чтобы данные можно было сразу же занести в
компьютер. Электронная программа обрабатывает
информацию, и в результате на большом экране
высвечивается рейтинг участников в зависимости
от того, какой доход или убыток принесла
очередная сделка. Особый акцент делается на
непредвиденных, форс-мажорных событиях, которые
периодически вносят осложнения в игровой
процесс. Например, может произойти так, что товар
такой-то фирмы не дойдет до покупателя или
продавец «кинет» своего клиента. Эти ситуации
нужно уметь предвидеть и вовремя застраховаться
от них.
От начала до конца игровое действо очень
эмоционально переживается его участниками.
Ситуации сменяются одна другой: сначала
участники берут кредиты в банке; у кого-то кредит
проходит, а у кого-то – нет. Потом ребята торгуют
различными товарами. И кто-нибудь обязательно
закупит товар на более крупную сумму, чем та,
которая лежит на его банковском счете. А у кого-то
дела идут неважно, но вот случился форс-мажор, и
появляется возможность предъявить иск своему
партнеру... Однажды сумма возмещения ущерба
оказалась настолько большой, что у компьютера не
хватило нулей, чтобы вывести ее на экран, и
программа расставила вместо недостающих цифр
звездочки, а команда, находившаяся в самом низу
рейтинга, стремительно взлетела на первую
строчку.
Все поправимо – вот один из уроков, который дает
игра детям. Но поправить дела можно, только когда
человек предвидит возможные неприятности и
заранее страхует свои риски. А на это способен
далеко не каждый.
В одной школе сначала играли ребята из сильных
классов. И сыграли они, по выражению методиста
Центра «Эрудит» Юлии Ильиной, средненько. А затем
наступил черед слабых классов. Результат поразил
и организаторов, и учителей. Завзятые троечники
смогли придумать такие интересные игровые
комбинации и провести такие ловкие финансовые
операции, до которых не додумались их более
успешные по школьным показателям сверстники. Так
что отличные оценки отнюдь не самый точный
критерий сильного интеллекта, сделали вывод
взрослые.
В конце игры – рефлексия. Ребятам, как и в самом
начале мероприятия, раздали анкеты. Только
вопросы звучали теперь несколько иначе: «Кем вы
были в процессе игры? Что понравилось и что не
понравилось?»
Ответы поступили самые разные: и положительные, и
негативные, даже такие: «Не понял, в чем смысл
игры и зачем я сюда пришел». Но это исключение.
Преобладает позитив.
«Игра быстро раскрывает, кто есть кто, – говорит
директор Центра “Эрудит” Татьяна Любич. – Кто
настоящий лидер и может сплотить команду, а кому
лучше заниматься заполнением бланков. Всегда
находится часть детей, заявивших о желании стать
менеджером, но остающихся пассивными и не
проявляющих бойцовских качеств во время игры.
Эти ребята начинают понимать, что им неприятно
жить и активно действовать в ситуации
конкурентной борьбы. Другие неожиданно
открывают, что им такая жизнь нравится. Ребенок
думал, что он не может быть организатором, и вдруг
у него обнаруживаются способности лидера,
которые до этого момента пребывали в скрытом
виде и теперь оказались востребованными».
Директор школы № 41 Олег Давыдов указал на то, что
игровые технологии не только сильнее мотивируют
детей к учебе, но и вовлекают их в процесс
организации образования. В общей оценке опыта
проведения имитационных игр специалисты Центра
«Эрудит» согласны с мнением большинства детей:
«Надо играть еще!»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|