МАСТЕРСКАЯ ИНИЦИАТИВЫ
“Я вижу нечто.
Я берусь это изменить.
Я несу ответственность за это”
Игра, которая открывает детям новое
представление о себе – и о жизни
В одной школе (московской “Школе
самоопределения”) деловая игра проходит уже
несколько лет. На протяжении первого полугодия
из старшеклассников формируется городская
управа. Заседает она сначала ежемесячно, потом
еженедельно, а потом почти ежедневно,
разрабатывая необходимую документацию,
продумывая законы, правила, структуру будущей
игры. Весной вся школа с первого по 11 класс в
течение трех дней живет в веселом городе
Тублебурге, тратит и зарабатывает собственную
валюту – тублер, создает рестораны и музеи,
кто-то ставит спектакли, выпускает газету, учится
в университете. Никаких уроков, расписания.
Взрослые отпускают бразды правления. Все в руках
управы, налоговой инспекции,
санитарно-эпидемиологической службы, суда, где
трудятся за приличные оклады старшеклассники.
Магазин игрушек
Компания мальчишек-семиклассников
открыла магазин самодельных игрушек и фотосалон
по совместительству: зашел, купил игрушку –
сфотографировался в счастливый момент жизни.
Стартовый капитал – на пленку, на материалы для
поделок – взяли у родителей. При заполнении
бизнес-плана эти затраты пришлось указать, а
значит, и самому осмыслить, возможно, впервые в
жизни посчитать, сколько дала мама, сколько
заработал сам.
На деловой игре я стремился заработать
побольше денег. Очень сложно было начать бизнес,
пройти управу, получить лицензию. Я был потрясен,
когда в конце игры понял, что вложил 50 рублей, а
получил 45! Но в то же время я понял, что работал не
зря, и узнал много нового, например, что продавать
– это скучно. (Лева В.)
Партнер неудачливого продавца сделал совершенно
иные выводы.
У нас было много клиентов, и мы получили кучу
денег. (Леша Д.)
Куча – это все те же 45 рублей на брата. Только
для Леши мысль о том, что первоначальные
капиталовложения не окупились, не омрачает
радости. Все же он заработал!
Возможно, эта чистая радость со временем
подтолкнет к осуществлению новых идей, более
прибыльных. Третий партнер о деньгах вообще не
думал.
С первого дня я почувствовал, что эта работа
будет самой лучшей. Я даже не ожидал, что буду
выписывать чеки. Я не давал никому это делать.
(Саша К.)
Саша испытал искреннее удовольствие от
заполнения бланков, аккуратного совпадения
чисел в колонках, от вежливых разговоров с
покупателями, от ощущения собственной
значимости, которой ему не хватает на уроках. В
школу он теперь будет ходить смелее и увереннее,
потому что почувствовал, как много от него здесь
зависит. Кстати, в счете и письме потренировался.
Дружба дружбой, а служба службой
Деловая игра учит деловому общению.
Разделение ответственности, обязанностей,
взаимные упреки и претензии, необходимость
делиться прибылью – это заставляет по-другому
взглянуть на одноклассников.
Я сделала для себя вывод: общаться с людьми и
иметь с ними дела – разные вещи. (Даша Ю.)
В деловой игре я понял, что, чем меньше человек в
команде, тем легче управиться и получишь больше
денег. (Миша М.)
Деньги еще не все. Юным дельцам необходимо
чувствовать себя полезными, значимыми. Правда,
учебная репутация отличника или двоечника
значит немного. И вот вечная пятерочница обижена
на подруг.
Моих предложений не слушали, меня оставляли
одну сторожить кабинет. Я будто стала слабым
звеном. Мне даже зарплату не выдали. Я поняла на
будущее: людей в фирму надо брать поменьше, чтобы
мысли каждого могли осуществиться. (Стася К.)
Найдет ли она себе более послушных и
внимательных сотрудников? Может, сама станет
настойчивее, активнее? А может, подумает,
насколько уместны, практичны ее советы.
Прислушается к другим, сменит позицию лидера на
роль партнера.
В этой деловой игре со мной много чего
произошло. Меня впервые в жизни уволили. Не
потому, что я не хотела работать, а потому, что
директор был жуткий. Мне пришлось искать новую
работу, ведь если нет работы, нет и денег. Ничего
подходящего я не нашла. Пришлось гулять на мамины
деньги. Было весело и беззаботно, но в следующий
раз я буду работать с более справедливыми людьми.
(Аноним.)
Важно, что в конфликты никоим образом не
вмешивались взрослые, игра вынуждала решать
проблемы в культурной форме. Не драки и
оскорбления, а обращение в суд, увольнение
нерадивого сотрудника или уход по собственному
желанию от кошмарного начальника. И ничего! Жизнь
продолжается.
Крематорий “Светлый путь”
Что бы вы подумали, увидев подобную
надпись на двери школьного кабинета? А еще
рекламу в стихах, призывающую не выбрасывать
старые игрушки и книжки, а проводить их в другой
мир с почестями? Большинство вздрагивает и
нервно хихикает. “Нездоровые фантазии у
ребенка”. Черный юмор. Девочка-отличница, всегда
такая правильная, послушная, безукоризненная,
впервые сотворила нечто такое, что взрослые явно
не одобряют. Одноклассники обходят стороной и
впервые не просят подсказки. Два дня совершенно
одна продержалась в своем маленьком предприятии,
обслужив человек десять, не больше, таких же
смельчаков или таких же отчаявшихся.
Я чувствую себя победительницей. Я доказала
людям, что идея, казавшаяся странной,
неестественной, на самом деле всего лишь
оригинальна. Меня не смущает даже отсутствие
прибыли. Я добилась того, чего хотела, –
признания. (Даша Ю.)
Немного о грустном
В конце игры не все остались довольны. И
это нормально, если игра не понарошку, где
ситуацию успеха искусственно создают взрослые, а
по-настоящему, где за победу надо бороться.
Прежде всего с самим собой.
У меня ничего не получилось, потому что я
стеснялась разговаривать с посетителями,
особенно с грубыми. (Софья Б.)
На игре мне пришлось печатать на компьютере, и я
понял, что не умею печатать. Это было так сложно и
неприятно. (Матвей К.)
Игра заставила посмотреть в глаза своим
недостаткам. Хочешь – меняй себя. Хочешь – меняй
ситуацию, ищи работу по силам. Впрочем, по силам
еще не означает по душе. Успешный бизнес не
всегда приносит радость.
Лично я научился ненужной вещи – собирать
штатив кинокамеры. (Андрей Ф.)
Подозреваю, что на уроке мальчик не
задумывался, насколько ему нужно умение решать
уравнения или писать сочинения. Игра – личная
ответственность, личный выбор. И ему не
понравилось, что пришлось учиться чему-то
ненужному. Не с практической точки зрения. Тут
как раз все в порядке: Андрей помогал оператору
школьной видеогазеты, и умение обращаться с
камерой было востребовано. Это не устраивает
ребенка с точки зрения идеального представления
о самом себе как о человеке более творческом, чем
носильщик кинокамеры со штативом.
Интервью с мэром деловой игры
Артем Гебелев, мэр Тублебурга, учится в 11
классе. Но его политическим талантам могут
позавидовать многие взрослые. Свою предвыборную
агитацию Тема провел по всем правилам:
сформулировал и развесил по школе программу,
список команды, лично побеседовал с каждым
классом. Зачем мальчику накануне выпускных
экзаменов этот безумный город, ежедневная
многочасовая работа, неизбежные конфликты с
учителями и ребятами?
Так получилось, что в этом году в управе, кроме
меня, никого из старшеклассников с опытом игры не
осталось. Я планировал пойти на роль вице-мэра, но
в итоге пошел на мэра.
В будущем я предполагаю заниматься психологией и
психотерапией, поэтому работа с людьми, с
командой, возможность освоить позицию лидера –
это бесценный опыт.
Мне важно было научиться действовать в ситуации,
когда что-то надо сделать обязательно. Несмотря
ни на что. Для меня это проблема по жизни, на
уроках в том числе. Скажем, необходимость выучить
английский, когда совсем нет времени. А в игре –
наладить работу отдела через неделю. И никаких
альтернатив нет, это надо сделать просто потому,
что это надо сделать.
Игра помогает формировать свое мнение по каждому
вопросу. У меня как руководителя не было никакой
возможности за кого-нибудь спрятаться, поэтому
приходилось самому решать, как относиться ко
всему происходящему.
Мы обсудили в управе, что для нас самое главное.
Мы хотели научить предпринимательству, то есть
умению предпринимать что-то, чтобы твои
эфемерные идеи могли стать реальностью,
переходить от думания к деланию. Кому-то
интересна чайная церемония, это здорово, значит,
нужно предпринять что-то, чтобы реализовать свою
мечту: организовать людей, найти кабинет. Мы
думали над тем, что нам нельзя далеко уходить в
экономику – валюта разная, сложная структура. Не
всех это интересует. В мире 5% бизнесменов,
остальные ученые, работники. Предпринимать
интересно всем, но вникать в сложности курса
валюты человеку, который будет биологом, – это
лишнее.
Я старался сделать игру как можно более широкой.
В этом году было два школьных открытых
университета. Я поддерживал их, так как считал
это своего рода предпринимательством (принять
решение, прийти, послушать и понять). Но куратор
деловой игры от учителей, как ни парадоксально,
считал университет своего рода “отстойником”,
где прячутся те, кто не хочет играть. У нас было
много споров по этому поводу. Но когда я слышал,
как ребята в курилке обсуждают лекции, то уже не
сомневался в эффективности университета.
Ценность игры – особые взаимоотношения, которые
возникают между ребятами. Профессиональные и
дружеские одновременно. Я старался создать
единую команду, где все заодно и поддерживают
друг друга. И это, кстати, создавало определенное
напряжение во взаимоотношениях с куратором,
который привык действовать более авторитарно.
Возможно, чтобы развернуться в полный рост, нам
не хватает одного – почувствовать, что мы у самой
стенки. Что за нами не стоят учителя и что мы сами
несем ответственность за наши решения? Когда я
был мэром деловой игры, именно это помогало мне. Я
сознательно ставил себя в некоторых вопросах
возле этой стенки – края ответственности, это
делало мое мироощущение более свободным: я вижу
нечто, я берусь это изменить, я несу
ответственность за это. Мир становится как бы
моим, или я становлюсь осознанной частью его
(социума, возможно). В противоположность
ситуации, когда за моей спиной стоит учитель и
страхует меня. Тогда я и вижу это нечто как бы в
тумане и хочу его изменить наполовину, и вообще
это не совсем мой мир, или я не совсем часть его.
Быть в такой ситуации и играть в такой
половинчатой системе не хочется. Я это
почувствовал на деловой игре.
В этом году игра пришлась на масленичную неделю,
и встал вопрос, проводить ли общешкольный
праздник. Взрослые, учителя сказали, что не
готовы, что не успевают. Мэр города в этот момент
произнес то, что, наверное, и должен говорить
руководитель, лидер: “Я беру ответственность на
себя”. Нельзя сказать, что это убедило педагогов.
“Он не понимает, о чем говорит. Дети не могут
решать такие вещи”. Однако правила игры (и
заступничество нескольких храбрых учителей)
заставили руководство школы довериться мэру,
управе. Детскому самоуправлению, в сущности.
Масленичный праздник был. Не идеальный (как
всегда). Но это был праздник, карнавал, встреча
весны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|