ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N32
ПРОГУЛКА
Самарско-волжский треугольник
Города возникают по-разному. Какой-то
прирастает во все стороны кварталами. Какой-то
устремляется в разные стороны по радиусам.
Какой-то ползет вверх по берегу реки.
Самара в этом отношении – город особенный. Она
возникла на излучине двух рек – Волги и Самары. И
развивалась в тесном треугольничке, который и
образовали эти реки.
Самара, по большому счету, – треугольный город.
Маршрут 1 – “Улица Алексея Толстого”,
маршрут 2 – “Улица Куйбышева” и маршрут 3 –
“Улица Фрунзе”.
Улица Алексея Толстого
Биржа
Пожарная часть
Дворянское собрание
Дом Шихобалова
Дом Сурошникова
|
Улица Алексея Толстого
Когда-то эта улица носила гордое
название Дворянской, а затем Казанской и была, по
сути, главной улицей Самары. Неудивительно – она
находится довольно близко к набережной Волги.
В начале же ее, в районе Хлебной площади (бывшей
Полицейской), располагалась крепость.
Известный путешественник Ф.Котов так описывал ее
в 1623 году: “Город Самара стоит на луговой
стороне, от Волги песок залег, а город стар,
рубленный, низок, и острог по тому же городовому
месту”.
Затем здесь появились хлебные склады.
Присутствие их ощущалось и на улице. Одна из
свидетельниц былых времен об этом вспоминала: “В
начале весны обозы с зерном заполняли всю
Казанскую улицу, где мы жили. Улица наполнялась
ревом верблюдов, запряженных в сани. Они
поднимали головы и метали слюной. Пахло сеном,
мочой, талым снегом – деревней. Яркое солнце.
Весна. Зерно ссыпали в амбары рядом с нашим
домом”.
В девятнадцатом столетии на месте старой
крепости возникли драмтеатр и Александровский
городской сад. Сад был обязан своим появлением
столичному начальству: “Разведен из разных не
приносящих плодов растений вследствие
предложения г-на министра внутренних дел
товарищу начальника губернии от 8 июля 1867 года”.
Впрочем, столь высокое происхождение не уберегло
сад от судьбы, типичной для подобных начинаний. И
спустя всего лишь десять лет в журнале думы
появилась запись: “Городская управа
постановление думы не выполнила. Всю осень
ограда сада была разломана и козы в нем гуляли
как на улице. В результате истреблена большая
часть деревьев, особенно акаций, бывших чуть ли
не единственным украшением сада”.
А увеселительный вокзал, стоявший в том саду,
сломали и устроили на его месте городскую биржу.
Рядом же располагается еще одна из
достопримечательностей – здание пожарной части.
В доме № 3 по бывшей улице Дворянской находилась
резиденция самарских губернаторов. Один из
очевидцев вспоминал, как горожанам представляли
нового градоначальника, В.В.Якунина: “В общем
зале губернаторского дома собираются в мундирах
старшие служащие всех ведомств, предводители
дворянства, представители земств и города.
Губернатор, тоже в мундире, выходит из внутренних
комнат, говорит, обыкновенно, краткую речь и
обходит по очереди всех собравшихся, которых ему
представляет вице-губернатор. Окончив обход,
губернатор просит всех помочь ему в трудном деле
управления губернией, кланяется и уходит к себе...
Владимир Васильевич Якунин был господином
среднего роста, лет пятидесяти, с длинными седыми
баками, серыми глазами, довольно
представительный. Как бывший офицер, он презирал
подхалимство и, не имея опыта административной
работы, умело подбирал талантливую команду,
которая и давала ему репутацию толкового
губернатора”.
Дом № 6 принадлежал купцам Аржановым – одной из
богатейших самарских фамилий. Неудивительно, что
этим господам иной раз позволялось то, что вряд
ли бы простили рядовому обывателю. Однажды,
например, Аржанов, будучи сильно пьян, ударил
кучера. Тот подал в суд. Естественно, миллионера
оправдали полностью. Главный довод адвоката
звучал так:
– Господин Аржанов не мог ударить кучера уже
потому, что был в таком подпитии, что не смог
встать с саней.
В доме № 44 после революции жил живописец Константин Головкин. А неподалеку, в
доме № 50, располагалось здешнее Дворянское
собрание. В нем собиралась не только лишь
великолепная знать. В частности, в 1859 году тут
проходило очень странное и притом весьма
демократичное собрание – встреча выпускников
всех университетов, проживающих в губернии. Один
из участников, А.А.Шишков, об этом говорил:
– Мы собрались попировать, но не так, как
пировали прежде, не еда и не хмель нас свели. Нас
свело пробудившееся недавно чувство мысли,
раскованной с недавнего времени… Всех
занимающий вопрос – освобождение крестьян от
крепостного права.
Словом, мероприятие было скорее антидворянским,
нежели дворянским.
В 1889 году здесь демонстрировали выставку
Товарищества передвижников. “Самарская газета”
писала о работах, здесь представленных: “Пусть
их будет так много, в таком обилии, чтобы каждый
город устроил у себя, рядом с библиотекой и
хранилище для произведений живописи и
скульптуры, чтобы они могли служить наглядными
школами для развития и эстетического вкуса, и
гуманности в подрастающих поколениях. Всякие
затраты на такие музеи и кабинеты так же
благотворны и плодотворны по своим последствиям,
как затраты на школы, на библиотеки. Самара
совсем не прочь идти по этому пути. Это
доказывает возникающий ее музей. Но Самаре еще
приходится знакомиться с азбукой искусства.
Всякое начало трудно. И вот в первый раз со дня
основания Самары в ней открылась выствавка
художественных картин”.
Дом № 39 принадлежал богатому купцу П.Шихобалову.
А на противоположной стороне этого перекрестка
стоит здание, имеющее адрес: Пионерская, дом № 22.
Оно принадлежало купцу Сурошникову, а выстроено
было по эскизам самого Федора Шехтеля. Самарское
купечество, как и московское, было от модерна без
ума.
Если же идти дальше по улице, то в скором времени
окажешься на наберженой реки Волги. Здесь
протекала особая жизнь. Большинство самарцев
жили именно рекой, с ней связана была торговля,
множество различных производств. Кроме того, тут
можно было порыбачить, просто погулять по
набережной. И найти спасение от пожара, хотя в
подобных случаях Волга помогала не всегда.
Писательница Л.П.Щелгунова вспоминала о страшном
пожаре 1850 года: “Жители целыми толпами бежали к
реке Самаре и стремительно погружались в нее,
спасаясь от огня. Несчастным и там не всегда
приходилось укрыться. Вдоль берега реки тянулись
хлебные амбары, которые не замедлили загореться,
и пламя быстро перешло на суда, не успевшие
заблаговременно выбраться в Волгу; к несчастью,
почти все суда были нагружены смолою, которая
горела и превратила реку в настоящий ад”.
Здесь обычным грузчиком пришлось трудиться
самому Шаляпину. Знаменитый певец вспоминал: “В
Самаре я попросил крючников принять меня
работать с ними.
– Что ж, работай.
Грузили муку. В первый же день пятипудовые мешки
умаяли меня почти до потери сознания. К вечеру у
меня мучительно ныла шея, болела поясница, ломило
ноги, точно меня оглоблями избили. Крючники
получали по четыре рубля с тысячи пудов, а мне
платили двугривенный за день, хотя за день я
переносил не меньше шестидесяти–восьмидесяти
мешков. На другой день работы я едва ходил, а
крючники посмеивались надо мной:
– Привыкай, шарлатан, кости ломать, привыкай!
Хорошо, что хоть издевались они ласково и
безобидно”.
Спустя годы Шаляпин опять оказался на пристани.
Его воспоминания были совсем другими:
“Странствуя с концертами, я приехал однажды в
Самару, где публика еще на пароходе, еще, так
сказать, авансом встретила меня весьма
благожелательно и даже с трогательным
радушием”.
Таскать мешки более не было необходимости.
Впрочем, не обошлось и без конфуза. Пробравшийся
на торжество корреспондент “Волжского слова”
задал, казалось бы, вполне естественный вопрос о
гонорарах. На что Шаляпин разразился отповедью:
“Говорят, я много получаю. Да, много! Но кому
какое до этого дело? Это чисто русская замашка –
считать в чужом кармане… Когда меня постигает
какая-либо неудача или потеря голоса, я встречаю
всюду какое-то злорадство. И не у своих только
коллег, что было бы объяснимо, но и среди
образованных лиц, ничего общего не имеющих с
искусством… И оскорбительно не то, что про меня
говорят и клевещут, а то, что такие пустяки и
мелочи могут занимать культурные слои
общества”.
Радость встречающих, естественно, была омрачена
подобной речью.
Улица Куйбышева
Улица Куйбышева
Памятник Ленину
Художественный музей
Доска на доме Гашека
Гостиница “Жигули”
Памятник Чапаеву
|
С годами вошла в славу и другая улица
– нынешняя улица Куйбышева. Она даже
унаследовала название Дворянской (притом бывшая
Дворянская была переименована в Казанскую). Петр
Алабин так писал о ее взлете: “Причины быстрого
роста и украшения Дворянской улицы, лет 15 назад
состоящей из деревянных домишек и пустырей,
во-первых, то обстоятельство, что в 1869 году
местное начальство исходатайствовало
запрещение постройки на ней деревянных домов, и,
во-вторых, то, что на этой улице сосредоточилась
торговля из магазинов и лавок города с
колониальными, красными и галантерейными
товарами. Дворянская улица сделалась
сосредоточением торговли более изысканными
средствами потребления.
Ее тротуары лучше, чем на других улицах, и сама
улица содержится чище других. Только Дворянская
улица сделалась любимым местом гульбища
самарского общества в зимний сезон, как Невский
проспект в Петербурге”.
Об этом “гульбище” “Самарский спутник”
сообщал: “Часов с трех дня, в зимние праздники,
здесь тянутся вереницы экипажей, нередко в таком
количестве, что трудно бывает перебраться с
одной стороны улицы на другую; по тротуарам масса
самой разнообразной публики, начиная с
привычного фланера и кончая вышедшим освежиться
и посмотреть на людей трудовым человеком. Сила
привычки велика, и потому на Дворянской улице
можно встретить значительное число гуляющих и в
летние вечера, тем более что улица примыкает к
главному месту летних гуляний – Струковскому
саду. Одним словом, Дворянская улица может
называться выставкой общественной жизни
Самары”.
Улица начинается от Хлебной площади, однако же
приобретает свой лоск лишь с площади Революции
(бывшей Алексеевской). В 1889 году ее украсили
памятником Александру Второму на нарядном
постаменте.
Кстати, когда этот император посетил город
Самару, произошло досаднейшее недоразумение.
Императора решили познакомить с местной
старожилкой – бабушкой, недавно справившей свое
столетие. Бабушка смущалась, кланялась и
приговаривала:
– Вот ведь, второй раз императора живьем вижу.
Александр заинтересовался и спросил, кто же был
первый, виденный старушкой император.
– Емельян Пугачев, – гордо призналась она.
В 1918 году фигуру императора снесли, однако
постамент решили сохранить. Поначалу на нем
высилось изваяние рабочего с винтовкой, а затем
рабочего сменили на Владимира Ильича Ленина.
Постамент же служит по сей день.
Впрочем, еще до памятника здесь, на площади, была
поставлена диковинка – часы с довольно громким
боем, выполненные одной московской фирмой.
Газета “Самарские губернские ведомости”
сообщала: “Сначала часы предполагалось
поставить в колокольне одной из наших церквей, но
неудобное положение этих колоколен заставило
изменить намерение, и теперь, кажется, решено
поместить часы в одном из углов Алексеевской
площади, для чего предполагается выстроить
полицейскую будку, а над нею легкую красивую
башню”.
В доме № 91 жил молодой писатель Горький. Впрочем,
тогда он еще был не столько писателем, сколько
простым репортером, газетным сотрудником. Его
коллега по самарской журналистике А.А.Смирнов
писал о Горьком: “Высокий, плечистый, слегка
сутулый, он неутомимо шагал по пыльным улицам,
грязноватым базарным площадям, заходил в
трактиры и пивнушки, заглядывал в окна магазинов
и раскрытые двери лавчонок, словом, толкался
среди пестрой толпы и нарядной “публики”, всюду
как бы вглядываясь в “гущу жизни” и
прислушиваясь к ее гомону и крикам… Встречных,
особливо “из господ”, удивлял его разношерстный
сборный костюм… Странный парень забирался и в
окрестности города, на дачи, переправлялся на
“тот бок” Волги, в Рождествено, всюду суя свой
острый, с четко вырезанными ноздрями нос… Высоко
поднятые брови морщили лоб и придавали
широкоскулому, серому, без кровинки, лицу слегка
удивленное выражение”.
Впрочем, газетный псевдоним у Горького был еще
более причудливым, чем его внешность, – Иегудиил
Хламида. Кстати, этот псевдоним сыграл ему
скверную службу: журналист увлекся одной
жительницей города Самары и даже хотел на ней
жениться, но отец предполагаемой невесты напрочь
отказался выдавать любимую дочурку “за
какого-то Хламиду”.
Неподалеку, в доме № 95, до революции
располагалась (и, кстати, по сей день
располагается) библиотека. А в доме №
92 находится один из интереснейших в стране
художественных музеев. Вообще самарская
художественная жизнь издавна была на высоте.
Здесь проходили выставки как передвижников, так
и самарских живописцев, действовала известная
художественная школа Бурова. Да и живописные
самарские места привлекали столичных
художников. Правда, не обходилось без курьезов.
Об одном из них писал И.Репин: “Первый же рисунок
в мой альбом с группы детей на берегу окончился
скандалом. Дети были довольны, получив по пятачку
за свое мирное сидение, но сбежавшиеся матери
пришли в ужас; они поколотили детей и заставили
их бросить деньги. На плач сошлись мужики и
строго потребовали объяснения – кто мы. До нашей
избы нас сопровождала уже целая толпа с
зловещими лицами и настоятельным требованием
паспортов. Мы вынесли паспорта, но оказалось,
некому было прочитать, толпа была неграмотна.
Один серьезный и сметливый мужик, заметив черную
печать на паспортах, спросил: “А что же это за
печать такая?” “Это печать императорской
Академии художеств”. Толпа мгновенно
присмирела. “Императорская печать,
императорская печать”, – прогудело в толпе, она
разошлась понемногу, а наутро раздобыла пропойцу
отставного писаря. Писарь объяснил им все, как
умел, но печать скоро перетолковали в
Антихристову, и только отпетые бурлаки не
боялись стоять или сидеть нам на натуре, когда мы
обещали им полкварты за работу”.
В доме № 100 жил знаменитый чех, Ярослав Гашек.
Вышло так, что Первая мировая война занесла его в
Самару. Гашек был на стороне Советского
правительства и, когда город захватили чешские
легионеры, был вынужден скрываться. Когда он
все-таки столкнулся с чешским патрулем, то
разыграл роль полусумасшедшего туркестанского
немца, а для убедительности рассказал
невероятную историю о том, как спас пьяного
легионера, провалившегося в гнилой деревянный
сортир.
– Вы, кстати, не знаете, какой награды удостоят
меня за спасение чешского офицера? – спросил он в
самом конце рассказа.
После чего был немедленно отпущен восвояси.
В доме № 111 располагается весьма посредственная
гостиница “Жигули”. Трудно поверить в то, что
некогда это была одна из лучших в городе гостиниц
и называлась “Гранд-отель”. В Великую
Отечественную, когда в город эвакуировались ряд
иностранных дипломатов, именно здесь кормили
иностранцев. Правда, не все, что было выделено на
питание дипломатов, доставалось им в
действительности. Они месяцами не видели чая и
кофе, зато прямо на глазах у иностранцев повара
таскали с кухни огромные корзины с пищей.
“Я пришел в редакцию как к коллегам по профессии,
– сетовал один из иностранных журналистов, –
чтобы честно сказать о ненормальном положении с
обслуживанием иностранцев в “Гранд-Отеле”, а не
смеяться в кулуарах, как это делают некоторые
иностранцы, или же пишут об этом за границу”.
Надо ли говорить, что журналисту не удалось найти
сочувствия в рядах сотрудников самарской прессы.
Далее, за гостиницей, высится стройная
лютеранская кирха. Здесь поначалу хотели
поставить католический храм. Но когда здание
было практически завершено, в Польше начались
мятежи, и как реакция на это сразу же последовал
запрет на учреждение самарского костела, и
здание передали лютеранской общине.
А несколько далее, слева, находится главный парк
города – Струковский сад. Здесь были ресторан,
буфет и даже небольшой кинотеатр под названием
“Биоскоп”. А ресторанное меню считалось одним
из лучших в городе – в нем значились вальдшнепы,
тетерева, рябчики, утки, стерляди, караси в
сметане, грилье из судака, мороженое и так далее.
Один из современников писал: “Сад весьма хорош,
он самая замечательная вещь в Самаре. Там
обыкновенно раза два в неделю играет музыка.
Имеется воксал, в котором иногда танцуют, иногда
дают какие-нибудь представления, но всегда
играют на бильярде, пьют чай, ужинают… В
Струковском саду каждый вечер можете видеть вы
все самарское общество”.
Впрочем, один из гласных думы, некто Б.Долгов так
отзывался о саде: “Его курзал – это гниль
сплошная, рутина, пыльные аллеи для гуляющих
скорее похожи на скотопрогонный тракт, где
толкаются тысячи человек”.
А художник Петров-Водкин утверждал: “Из других
примечательностей были: жигулевское пиво цвета
волжской воды, Струковский сад, где вечерами
отдыхали обыватели, избегая забираться в темноту
его аллей, небезопасных даже в дневное время”.
Истина, вероятно, находилась где-нибудь
посередине.
Недалеко от Струковского сада расположена
Чапаевская площадь с памятником Василию
Ивановичу и драмтеатром. А за
площадью, на волжском берегу, уютно разместился Жигулевский пивоваренный завод,
продукция которого так не понравилась
Петрову-Водкину.
Улица Фрунзе
Улица Фрунзе
Дом Челышова
Дом Фрунзе
Филармония
Костел
Дом Шостаковича
|
Улица Фрунзе (бывшая
Саратовская) тянется параллельно бывшей улице
Дворянской. Вроде бы самый центр города, однако
улица долгое время выглядела очень даже
неприглядно. Вот, например, один из документов 1867
года: “По Саратовской улице вследствие
сыпуче-песчаного грунта в летнее время нет
никакой возможности ездить, особенно между
Заводской и Москательной улицами, почему большая
часть обывателей старается объезжать ее другими
улицами… ибо в летнее время песок до того
разрыхляется, что тяжелые пожарные снаряды
уходят в него по ступицу”.
Кроме того, иной раз тут случались события,
возможные, казалось бы, лишь в глухих деревнях.
Однажды, например, во двор дома № 4 по Саратовской
зашел бродячий фокусник-китаец.
Продемонстрировав свое искусство, он, как
водится, снял шапку и подошел к публике, на что
один из зрителей, плотник и член Союза русского
народа закричал:
– Иностранцы еще и деньги в России собирают!
А после слов перешел к действию – избил
несчастного факира и вышвырнул его на улицу.
Одним из самых знаменитых зданий на Саратовской
был так называемый доходный дом Дмитрия
Ермиловича Челышова (дом № 56). Впрочем, гораздо
больше в городе прославился Михаил Дмитриевич,
его сын. Он был фанатичным поборником трезвого
образа жизни и в борьбе за этот образ постоянно
конфликтовал с предпринимателями и гласными
самарской думы.
Сам же Фрунзе, в честь которого была названа
улица, жил в доме
№ 114. Он обретался тут в 1919–1920-е годы, когда
командовал Четвертой армией Южной группы войск
Восточного фронта.
На противоположной стороне расположился бывший
цирк “Олимп”, а ныне Филармония (дом № 141). Он
собирал отнюдь не самую изысканную публику, и
журнал под названием “Самарский горчишник”
(здесь горчишниками называли оборванцев, бродяг
и вообще “деклассированный элемент”) даже
предлагал “Саратовскую улицу переименовать в
Сапожную – поскольку там находится театр-цирк
“Олимп””.
Когда же в Самару приехал с гастролями Федор
Шаляпин и увидел, где именно ему предстоит
выступать, он заявил:
– Я в конюшне петь не буду.
Тем не менее концерт Шаляпина в “Олимпе”
состоялся и конечно же имел успех. Газеты
восхищались: “Что же это было? Концерт? Нет! Это
была глубокая захватывающая драма. Забываешь,
что находишься в театре и слушаешь певца… Совсем
не думалось о голосе, который поражал своей мощью
и объемом. Певец придавал ему временами, когда
это нужно, столь мрачный и трагичный тембр, что
становилось жутко, а иногда с такой изумительной
легкостью переходил в нежнейшее пианиссимо и
повествовал о любви, о страданиях и несчастьях
людей, что все это западало в сокровенные уголки
вашей мысли”.
еподалеку от “Олимпа” находится польский
костел. Его все-таки удалось открыть, правда на
полстолетия позже, нежели предполагалось.
А в доме № 140 в Великую Отечественную жил
композитор Шостакович. Именно здесь он писал
знаменитую Седьмую симфонию, которой Алексей
Толстой посвятил целую статью: “Седьмая
симфония возникла из совести русского народа,
принявшего без колебаний смертный бой с черными
силами… Заключительная часть летит в будущее.
Перед слушателями, облокотившимися о перила,
прислонившимися к белым колоннам, раскрывается
величественный мир идей и страстей. Ради этого
стоит жить и бороться”.
Прогулку же можно продолжить по Красноармейской
улице. На ней находятся две выдающиеся
достопримечательности – Самарский
областной историко-краеведческий музей и железнодорожный вокзал.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|