ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Владимир ГЕЛЬМАН,
кандидат политических наук
Местное самоуправление: битва
мэров и губернаторов
“Исполнительная вертикаль” часто
укреплялась за счет местного самоуправления.
Немногие муниципалитеты могут сегодня считаться
действительно независимыми, как это
предусмотрено Конституцией. Но их независимость
нужна не только для рождения в России подлинного
гражданского общества, она нужна также и для
дальнейшего развития экономики.
Согласно Конституции России, органы
местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти; это
самостоятельная и под собственную
ответственность предпринимаемая деятельность
населения, которое таким образом может
непосредственно или через свои выборные органы
решать вопросы местного значения.
Эта революционная идея – отделить местное
самоуправление от государства, – к сожалению,
должна опираться на практику, которая в
российском обществе не укоренилась. Традиции
земства оказались утрачены. Первые конкурентные
выборы местных советов прошли весной 1990 года, но
уже в 1991 году автономия местного самоуправления
была ограничена назначенными сверху главами
администраций, а в октябре 1993 года под лозунгом
“Советы и демократия несовместимы!”
представительные органы в городах и районах
России были распущены.
Государство и до сих пор отнюдь не стремится
передать часть своих полномочий (вместе с
ресурсами для их исполнения) существующим
органам местного самоуправления. Состояние
муниципальных финансов в большинстве случаев
зависит от отчислений из федерального и
регионального бюджетов. Доходы немногих
прибыльных муниципальных образований (в
основном крупных городов) регулярно изымаются в
региональные бюджеты. Возможности собирать
местные налоги теперь существенно ограничены. В
итоге уровень муниципальной автономии оказался
весьма невысок.
Но часть чиновников Правительства России и
президентской администрации были
заинтересованы в укреплении местного
самоуправления, чтобы ограничить власть
региональных элит “снизу”. Региональные лидеры,
вообще-то совершенно не заинтересованные в этом,
иногда пытались заручиться поддержкой
муниципальных образований (опять-таки прежде
всего крупных городов) в своем “торге” с
федеральным центром. Так что решения,
принимавшиеся на федеральном уровне
относительно самоуправления, неизбежно
становились компромиссными и/или
декларативными, полными противоречий, умолчаний
и всяческих лазеек для обхода.
Борьба муниципальных властей за свою автономию
часто принимает форму конфликта между
губернатором и мэром. За их противостоянием
стоит фундаментальное для России и ее регионов
противостояние центров модернизации (крупные
городские агломерации) и консервативных
периферий и полупериферийных зон, в которые
фактически проваливается все остальное
пространство страны.
В сущности только новая
политическая мысль достигает настоящего
понимания существа демократии. Но, достигая его,
она видит, что демократический строй привел не к
ясному и прямому пути, а к распутью, что, вместо
того чтобы быть решением задачи, демократия сама
оказалась задачей.
П.И. Новгородцев, 1923 год
|
Раскол элит в регионах России
способствует тому, что на политической арене
обретают самостоятельность представители
самоуправления, а консолидация элит, напротив,
блокирует это. Так, в Свердловской области
неразрешимый внутренний конфликт повлек за
собой появление агентов местного самоуправления
не только в Екатеринбурге, но и в других городах
области. Обратная картина в Татарстане, где
успешный “торг” региональной элиты с
федеральным центром сплотил элиту вокруг
правящей группы. В этих условиях агентам
местного самоуправления просто не нашлось места
в регионе: муниципальная власть в городах и
районах превратилась в местные органы
государственной власти, главы которых
назначались на свои посты президентом
республики.
Но и сами деятели местного самоуправления
реализуют стратегии, далеко не всегда
укрепляющие его автономию. Открытый конфликт
городских и региональных властей может
закончиться победой последних, после чего
говорить об автономии не приходится. Пример
такого рода – Владивосток. Другой вариант:
деятели местного самоуправления из осторожности
заключают с региональными властями неформальный
“пакт” о взаимном обмене ресурсами: сохранение
себя во власти при условии подчиненного
положения муниципалитетов в городах, как
сложилось, например, в Томске.
Итак, шансы на успех постсоветского
муниципального проекта в целом по России
выглядят как не очень значительные, однако не
исключена вероятность, что некоторые конкретные
города достигнут муниципальной автономии.
Изменения политики центра с неизбежностью
заставляют его искать союзников на местах, в
противном случае волны инноваций могут угаснуть,
так и не достигнув периферии. Муниципальные
власти в большинстве крупных городов – лучшие
претенденты на эту роль. Хотя вполне вероятно,
что местное самоуправление опять станет
разменной монетой в торге центра и регионов, – и
все же нельзя исключить вариант, при котором
одним из следствий политики централизации, как
это ни парадоксально, может стать расширение, а
не сужение, его политических возможностей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|