Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПРУСС Матери тяжелобольных детей, не отдавшие их в интернаты, стали систематически собираться то у одной, то у другой из них, пить чай, играть с детьми и заодно обсуждать свои так похожие проблемы. В конце концов они вместе наняли юриста, который начал составлять за них какие-то бумаги, хлопотать по инстанциям, выбивая то одно, то другое.
Жены инвалидов объединились, чтобы добиваться не только каких-то практических, положенных им по закону льгот, но и чтобы воздействовать на общественное мнение, склоняя его к более гуманному устройству городской среды, в которой сегодня места инвалиду нет – ни с лестницы не спуститься, ни в автобус не залезть, ни в магазин на коляске не въехать. Они пришли с этим в газету и попытались привлечь к своему делу журналистов.
Союзы бывших афганцев, солдат чеченской войны, раненых, брошенных, забытых… Солдатские матери, научившиеся не только критиковать, но и разговаривать с «отцами-командирами» и так успешно вести дела с самым высоким военным начальством, что тропа к ним действительно не зарастает ни на минуту…
Вот это все и есть демократия. Когда люди собираются и решают собственные проблемы самостоятельно, привлекая к ним государство только по мере надобности и с квалифицированными помощниками.
Это просто демократия. А есть еще демократия политическая, которая рождается вынужденно, из столкновения этой самой первой демократии с государством. Женам инвалидов все равно, какая партия возьмется представлять и защищать их интересы, они вообще «не по этому делу». У солдатских матерей уже появился свой вполне осознанный политический интерес: они за тех, кто будет защищать самый человеколюбивый вариант закона об альтернативной службе.
Солдатские матери вынужденно занялись политикой – строго в рамках своей компетенции. Пока. Когда-нибудь избиратель наш поймет, что прошедший такую школу общественной деятельности депутат действительно не за страх, а за совесть будет бороться за такие решения и законы, которые остановят чеченскую войну, прекратят дедовщину и заставят «отцов-командиров» в самом деле отвечать за каждого солдата.
А это уже не просто другая армия – это другое общество.
Вот так я понимаю историю демократии в современном российском обществе. Историю, которая только-только началась и с большим трудом, медленно, преодолевая огромное сопротивление среды внутри и снаружи, все-таки развивается…
Общепринято почему-то совсем другое представление о природе демократии и ее развитии. Это партии, голоса, избиратели, политические концепции – вот все это первично, а интересы солдатских матерей, жен инвалидов и прочего инертного в политическом отношении населения вторично. То есть все эти интересы будут учтены и реализованы только тогда и в той мере, в какой победит в стране демократия. Эта самая, из партий и политических концепций.
Очень просто понять, кому именно такая картина общественной жизни выгодна. Тем, кто хочет использовать общественное движение как лифт наверх, к власти. Тем, кто не собирается решать практические проблемы, если с них нельзя ничего «поиметь» (с солдатскими матерями, как и с женами инвалидов, в этом смысле лучше не связываться: эти посчитают все калории, все вагоны с тушенкой, отправленные в часть и потерянные по дороге, и будут каждый день проверять, как продвигается стройка века – примыкающего к входу в магазин пандуса). Тем, кто вообще предпочитает иметь дело не с живыми людьми и их проблемами, а с умственными спекуляциями на политические темы.
Очень трудно понять, почему люди напрочь не желают отстаивать собственные права и строить демократию таким наиболее выгодным для них способом.
Муниципальная власть давно уже не воспринимается как местное самоуправление, особенно в крупных городах, и выборы ее идут абсолютно по тем же законам, по каким мы выбираем депутатов и президентов. Людям чаще всего глубоко безразлично, кто победит, мэр или губернатор. Власть воспроизводит сама себя в самом выгодном для себя варианте – и будет это делать до тех пор, пока не столкнется с осмысленным, на кровном интересе замешенным и потому упорным сопротивлением общества.
Общественных организаций, которые появляются не для того, чтобы кто-то смог войти в политику, а для решения задач, другим способом не решаемых.
Почему же подобных задач так много, а подобных организаций – так мало?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru