Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Диана Уивер ДЮНН
Перевод Ирины РАЗУМОВОЙ

Погонный метр знаний по-американски

Национальная система тестирования и ее проблемы

Наказание тестом

Кажется, все так просто: проверяйте у детей почаще те знания, которые они должны иметь, и пусть количество баллов покажет, насколько хорошо поработали учитель и его ученики.
Однако многие американские школьники не могут сдать эти тесты, что вызывает нарастающее возмущение. Протестуют учительские советы, группы учащихся и родительские комитеты – те, кто считает, что тест не должен быть единственным основанием для получения аттестата или перевода в следующий класс.
По данным Американской федерации учителей, в настоящее время 28 штатов требуют проведения выпускных экзаменов в нетестовой форме. Союзы граждан-
ских свобод Америки поддержали эти требования.
«Тест демонстрирует упрощенный подход к реформе образования, – сказала Нэнси Мюррей, руководитель отдела защиты прав в области образования. – Тест – форма совершенно негибкая, не соответствующая демократическим требованиям и негодная в качестве единственно критерия качества образования, особенно для малоимущих, для детей, не являющихся носителями английского языка, и учеников с ограниченными способностями».
Согласно мнению экспертов, около 65% ребят, живущих в бедных районах, сдают тесты неудовлетворительно, в богатых кварталах неуспевающих всего 12%. В прошлом году 43% учеников из белых семей завалили тест по математике (само по себе печально!), но среди латиноамериканских подростков их оказалось 85%. Та же картина с другими предметами. В прошлом году отчислили из школ за неуспеваемость 30% латиноамериканцев, чернокожих – 12%, а белых – 8%.
«На этот раз мы не возбудили судебный процесс, хотя было множество заявлений, особенно из Техаса», – заявила Нэнси Мюррей.

В погоне за объективностью

Надо признать, что у тестов много сторонников.
«Тесты необходимы, потому что не существует грамотных, хорошо проработанных критериев оценивания. Особенно это важно на выпускных экзаменах. Оценки в аттестате ребенок предъявляет за порогом школы, и они должны быть понятны любому ректору, любому работодателю страны, – говорит Джеймс Пейзер, директор департамента образования штата Массачусетс. – Низкие баллы учеников соответствуют общему состоянию школьного образования в стране».
Отстающих надо подгонять. В Массачусетсе выделили 20 млн долларов для помощи неуспевающим. В Бостоне школьный округ предлагает летнюю программу на пять недель для учеников, которые не набрали нужного количества баллов по чтению и математике. Ребята занимаются небольшими группами по самым передовым методикам. И все же это учеба, а не отдых. Те, кому и зимой было нелегко сидеть за партой, вынуждены оставаться в классе еще и летом, лишившись большей части долгожданных каникул, путешествий, семейных праздников.
Те, кому летние занятия не помогли, по особой программе учатся «вспомогательный год», чтобы успешно сдать тест и перейти в начальную, среднюю или старшую школу. Несмотря на все усилия, знания выпускников далеки от идеала.

Лучше быть богатым и здоровым

Союз гражданских свобод Америки в прошлом году возбудил коллективный иск, защищая интересы 1300 учеников с ограниченными способностями, детей-инвалидов, которых обязали сдавать экзамен на получение аттестата на общих основаниях.
В коллективном иске два требования: «Штат не признает за учащимися права на надлежащую правовую процедуру изменения правил окончания школы, и он неудовлетворительно подготовил учащихся к сдаче экзамена, учитывая их особые недостатки, отмеченные в индивидуальных образовательных планах».
В штате Висконсин детям с различными отклонениями в здоровье пошли на некоторые уступки при сдаче теста. В частности, разрешено увеличить время проведения экзамена, привлечь кого-либо для написания ответа (если есть проблемы с моторикой) и для чтения инструкций и вопросов вслух (проблемы со зрением, например). Эксперты утверждают, что даже такие минимальные послабления позволят 85% больных учеников сдать тесты обычного уровня.

Если даже в Америке, стране с высоким уровнем жизни и вековыми традициями социализации иммигрантов, тестирование вызывает такие проблемы, то что уж говорить о России, где между бедными и богатыми пропасть, где не работают никакие механизмы помощи неожиданному потоку иммигрантов (к ним по разным причинам относятся скорее враждебно, чем сочувственно), где больные дети не нужны никому, кроме родителей?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru