ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Школа в последние годы становится все
более опасной для детей. Впрочем, и для взрослых
тоже. Речь идет не только о психологическом,
эмоциональном стрессе. Ученики и учителя
сталкиваются с откровенным насилием, агрессией.
Проблема эта сверхактуальна сегодня для
американских и европейских школ. Впрочем,
россий-ские учебные заведения тоже порой
превращаются в арену борьбы за выживание. Никто в
мире не знает простого ответа на вопрос о том, как
остановить волну ненависти. Однако серьезные
исследования, совместные поиски могут помочь нам
найти эффективные способы обеспечения
безопасности детей и взрослых хотя бы в школе. А
также избежать ошибок, уже сделанных в других
странах.
Урок исключительности
Как научить детей принимать и понимать
тех, кто кажется непохожим, странным, необычным?
Мартин, преподаватель
изобразительных искусств в 5 классе американской
школы, столкнулся с очень неоригинальной
проблемой: его ученики жестоко высмеивали всех,
кто чем-то выделялся в классе – фигурой, умом,
одеждой, цветом кожи. Вместо лекций и нравоучений
Мартин решил придумать особенный урок.
В начале урока я написал на доске слово
“Единственный”. Ученики заинтересовались этим
единственным словом. Я спросил, что оно означает?
Что делает вас единственными, неповторимыми?
Поговорив немножко на эту тему, я нарисовал на
доске силуэт человека и двумя горизонтальными
линиями разделил его на три части: голову,
туловище и ноги.
Сначала мы обсудили, какие бывают головы –
круглые и продолговатые, курчавые,
длинноволосые, лысые, с большими или маленькими
глазами, оттопыренными или прижатыми ушами… Все
идеи ребят я записывал в верхней части доски,
вокруг головы. Затем мы перешли к туловищу.
Выяснили, что существуют разные типы
телосложения, разная осанка, одежда. И снова все
высказанные предложения я записывал на доске.
Наконец дошла очередь и до ног. Мини-юбки, клеши,
балетные пуанты и футбольные бутсы – я принимал
любые идеи.
Однако на рисовании нельзя все время
разговаривать – надо рисовать. Я раздал ученикам
небольшие квадратные листочки и предложил
каждому на одной стороне написать свое имя, а на
другой – нарисовать голову. Не свою, не
какого-нибудь знакомого человека, а выдуманную,
единственную и неповторимую. Я попросил подумать
о характере, особенностях создаваемой головы,
передать на бумаге душу героя, изобразить как
можно больше деталей, подробностей. И не забыть
про
шею.
Когда ребята закончили рисовать головы, я раздал
им по второму квадратику, в два раза больше
первого. На нем, подписав на обороте имя, ребята
нарисовали туловище выдуманного персонажа. Я
снова просил думать о характере, не скупиться на
детали. А главное – стараться изобразить нечто
действительно неповторимое, единственное в
своем
роде. На третьем листке ребята нарисовали столь
же уникальные ноги героя.
На следующий день ученики с нетерпением ждали
продолжения игры. Каждому я положил на парту
листочки с рисунками головы, туловища и ног,
только не те, что ребенок сам нарисовал на
предыдущем уроке. Дети соединили все части
фигуры, у каждого получился неповторимый,
необычный новый друг.
И здесь наступил самый важный момент урока. Все
мы разные, необычные. То, как мы выглядим снаружи,
не всегда связано с тем, что творится у нас в душе.
У каждого есть какие-то неизвестные окружающим
таланты, особенности….
Когда все вдоволь нахохотались, нагляделись на
новых дружков, собранных по частям, я предложил
придумать имена незнакомцам, выяснить, какой у
них характер, талант, интересы в жизни.
Я попросил учеников написать на отдельных
листочках истории про новых друзей.
В конце урока все, кто хотел, прочли свои
сочинения вслух, а потом мы вместе создали на
большом листе бумаги портретную галерею:
приклеили фигурки, рядом их истории, а еще
комментарии зрителей. Эта газета получила
название “Снаружи ты не такой, как внутри” и
долго еще висела в классе.
По-моему, ребята стали меньше ссориться. То ли
взрослеют, то ли бумажные друзья научили
радоваться разнообразию, а не стыдиться его.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|