Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Школа в последние годы становится все более опасной для детей. Впрочем, и для взрослых тоже. Речь идет не только о психологическом, эмоциональном стрессе. Ученики и учителя сталкиваются с откровенным насилием, агрессией. Проблема эта сверхактуальна сегодня для американских и европейских школ. Впрочем, россий-ские учебные заведения тоже порой превращаются в арену борьбы за выживание. Никто в мире не знает простого ответа на вопрос о том, как остановить волну ненависти. Однако серьезные исследования, совместные поиски могут помочь нам найти эффективные способы обеспечения безопасности детей и взрослых хотя бы в школе. А также избежать ошибок, уже сделанных в других странах.
Мартин СТИВЕНСОН

Урок исключительности

Как научить детей принимать и понимать тех, кто кажется непохожим, странным, необычным?

Мартин, преподаватель изобразительных искусств в 5 классе американской школы, столкнулся с очень неоригинальной проблемой: его ученики жестоко высмеивали всех, кто чем-то выделялся в классе – фигурой, умом, одеждой, цветом кожи. Вместо лекций и нравоучений Мартин решил придумать особенный урок.

В начале урока я написал на доске слово “Единственный”. Ученики заинтересовались этим единственным словом. Я спросил, что оно означает? Что делает вас единственными, неповторимыми? Поговорив немножко на эту тему, я нарисовал на доске силуэт человека и двумя горизонтальными линиями разделил его на три части: голову, туловище и ноги.
Сначала мы обсудили, какие бывают головы – круглые и продолговатые, курчавые, длинноволосые, лысые, с большими или маленькими глазами, оттопыренными или прижатыми ушами… Все идеи ребят я записывал в верхней части доски, вокруг головы. Затем мы перешли к туловищу. Выяснили, что существуют разные типы телосложения, разная осанка, одежда. И снова все высказанные предложения я записывал на доске. Наконец дошла очередь и до ног. Мини-юбки, клеши, балетные пуанты и футбольные бутсы – я принимал любые идеи.
Однако на рисовании нельзя все время разговаривать – надо рисовать. Я раздал ученикам небольшие квадратные листочки и предложил каждому на одной стороне написать свое имя, а на другой – нарисовать голову. Не свою, не какого-нибудь знакомого человека, а выдуманную, единственную и неповторимую. Я попросил подумать о характере, особенностях создаваемой головы, передать на бумаге душу героя, изобразить как можно больше деталей, подробностей. И не забыть про
шею.
Когда ребята закончили рисовать головы, я раздал им по второму квадратику, в два раза больше первого. На нем, подписав на обороте имя, ребята нарисовали туловище выдуманного персонажа. Я снова просил думать о характере, не скупиться на детали. А главное – стараться изобразить нечто действительно неповторимое, единственное в своем
роде. На третьем листке ребята нарисовали столь же уникальные ноги героя.
На следующий день ученики с нетерпением ждали продолжения игры. Каждому я положил на парту листочки с рисунками головы, туловища и ног, только не те, что ребенок сам нарисовал на предыдущем уроке. Дети соединили все части фигуры, у каждого получился неповторимый, необычный новый друг.
И здесь наступил самый важный момент урока. Все мы разные, необычные. То, как мы выглядим снаружи, не всегда связано с тем, что творится у нас в душе. У каждого есть какие-то неизвестные окружающим таланты, особенности….
Когда все вдоволь нахохотались, нагляделись на новых дружков, собранных по частям, я предложил придумать имена незнакомцам, выяснить, какой у них характер, талант, интересы в жизни.
Я попросил учеников написать на отдельных листочках истории про новых друзей.
В конце урока все, кто хотел, прочли свои сочинения вслух, а потом мы вместе создали на большом листе бумаги портретную галерею: приклеили фигурки, рядом их истории, а еще комментарии зрителей. Эта газета получила название “Снаружи ты не такой, как внутри” и долго еще висела в классе.
По-моему, ребята стали меньше ссориться. То ли взрослеют, то ли бумажные друзья научили радоваться разнообразию, а не стыдиться его.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru