ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Школа в последние годы становится все
более опасной для детей. Впрочем, и для взрослых
тоже. Речь идет не только о психологическом,
эмоциональном стрессе. Ученики и учителя
сталкиваются с откровенным насилием, агрессией.
Проблема эта сверхактуальна сегодня для
американских и европейских школ. Впрочем,
россий-ские учебные заведения тоже порой
превращаются в арену борьбы за выживание. Никто в
мире не знает простого ответа на вопрос о том, как
остановить волну ненависти. Однако серьезные
исследования, совместные поиски могут помочь нам
найти эффективные способы обеспечения
безопасности детей и взрослых хотя бы в школе. А
также избежать ошибок, уже сделанных в других
странах.
Десять благих пожеланий
В канадской провинции Квебек тоже не
знают, как оградить ребенка от насилия в школе.
Но по крайней мере здесь делают все, чтобы школа
заметила эту проблему
Квебек (Канада) в прошлом году стал
местом проведения международной конференции,
посвященной проблемам школьного насилия. Город
долго готовился к этому событию, думал, как лучше
использовать прибывающих специалистов. В
частности, была разработана программа адаптации
учеников с различными проблемами, связанными как
с психологическими особенностями, так и с
состоянием здоровья.
Правила организации жизни школы
1. Все новички, дети и взрослые,
сначала проходят период адаптации, посещают
уроки по выбору, работают индивидуально с
психологами и педагогами. Только после этого они
могут прийти в обычный класс.
2. Система образования должна позволять
детям знакомиться с разными источниками
информации, разными стилями преподавания.
3. Главные ценности школы стоит время от
времени вспоминать, освежать в памяти, проверять
на истинность. Этим занимается коллектив
педагогов и родителей, а также учеников старших
классов.
4. Основные школьные законы, ясно
изложенные, должны быть написаны на видном месте,
там, где каждый сможет их прочесть.
5. Уважение к ученикам выражается прежде
всего в том, что школа обеспечивает необходимые
условия: рабочее и игровое пространство, места
для групповой деятельности, для индивидуальных
занятий. Распределение нагрузки должно быть
равномерным в течение недели, года и включать в
себя время для учебы, дискуссий и свободных игр.
6. Педагоги чувствуют себя полезными в
школе, если умеют найти общий язык с “трудными
учениками”, владеют разнообразными способами их
поддержки, решения конфликтов, умеют
организовать работу в группе, помочь в
распределении ролей.
7. Педагоги меньше устают, если работают
в команде, поддерживая друг друга, если могут
обратиться за советом к различным специалистам,
медикам, юристам, психологам, если умеют наладить
сотрудничество с семьей ученика.
8. Ученики и родители должны чувствовать
себя полноправными гражданами школы, наряду с
педагогами участвовать в обсуждении всех планов
и событий.
9. Все участники педагогического
процесса знают, что трудности неизбежны, и готовы
их преодолевать, помогая друг другу.
10. Школа должна сотрудничать с
различными внешкольными организациями, поощрять
вне-
школьную деятельность учеников и сотрудников.
Для школ Квебека данные правила скорее
являются мечтой, целью, а не реальностью. Но
сформулировать цель – уже наполовину достичь ее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|