Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Школа в последние годы становится все более опасной для детей. Впрочем, и для взрослых тоже. Речь идет не только о психологическом, эмоциональном стрессе. Ученики и учителя сталкиваются с откровенным насилием, агрессией. Проблема эта сверхактуальна сегодня для американских и европейских школ. Впрочем, россий-ские учебные заведения тоже порой превращаются в арену борьбы за выживание. Никто в мире не знает простого ответа на вопрос о том, как остановить волну ненависти. Однако серьезные исследования, совместные поиски могут помочь нам найти эффективные способы обеспечения безопасности детей и взрослых хотя бы в школе. А также избежать ошибок, уже сделанных в других странах.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Десять благих пожеланий

В канадской провинции Квебек тоже не знают, как оградить ребенка от насилия в школе.
Но по крайней мере здесь делают все, чтобы школа заметила эту проблему

Квебек (Канада) в прошлом году стал местом проведения международной конференции, посвященной проблемам школьного насилия. Город долго готовился к этому событию, думал, как лучше использовать прибывающих специалистов. В частности, была разработана программа адаптации учеников с различными проблемами, связанными как с психологическими особенностями, так и с состоянием здоровья.

Правила организации жизни школы

1. Все новички, дети и взрослые, сначала проходят период адаптации, посещают уроки по выбору, работают индивидуально с психологами и педагогами. Только после этого они могут прийти в обычный класс.
2. Система образования должна позволять детям знакомиться с разными источниками информации, разными стилями преподавания.
3. Главные ценности школы стоит время от времени вспоминать, освежать в памяти, проверять на истинность. Этим занимается коллектив педагогов и родителей, а также учеников старших классов.
4. Основные школьные законы, ясно изложенные, должны быть написаны на видном месте, там, где каждый сможет их прочесть.
5. Уважение к ученикам выражается прежде всего в том, что школа обеспечивает необходимые условия: рабочее и игровое пространство, места для групповой деятельности, для индивидуальных занятий. Распределение нагрузки должно быть равномерным в течение недели, года и включать в себя время для учебы, дискуссий и свободных игр.
6. Педагоги чувствуют себя полезными в школе, если умеют найти общий язык с “трудными учениками”, владеют разнообразными способами их поддержки, решения конфликтов, умеют организовать работу в группе, помочь в распределении ролей.
7. Педагоги меньше устают, если работают в команде, поддерживая друг друга, если могут обратиться за советом к различным специалистам, медикам, юристам, психологам, если умеют наладить сотрудничество с семьей ученика.
8. Ученики и родители должны чувствовать себя полноправными гражданами школы, наряду с педагогами участвовать в обсуждении всех планов и событий.
9. Все участники педагогического процесса знают, что трудности неизбежны, и готовы их преодолевать, помогая друг другу.
10. Школа должна сотрудничать с различными внешкольными организациями, поощрять вне-
школьную деятельность учеников и сотрудников.

Для школ Квебека данные правила скорее являются мечтой, целью, а не реальностью. Но сформулировать цель – уже наполовину достичь ее.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru