КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Ради нескольких строчек в
контракте
Борис Эйфман знает, как конвертировать
балет
Театру
балета Бориса Эйфмана выпало открывать
юбилейный марафон «Золотой маски». И это говорит
само за себя. В честь 10-летия учреждения главной
театральной премии страны в этом году
традиционный парад-алле номинантов предваряет
специальная Юбилейная гастрольная программа,
участвовать в которой пригласили коллективы,
«оказавшие значительное влияние на развитие
современного театра России».
Зритель любит балеты Бориса Эйфмана.
Приятно смотреть спектакль, убеждаясь, что ты не
глупее других, к тому же человек чувствующий и,
как говаривал Зощенко, тоже не без образования.
Темы Эйфман выбирает философские, судьбы
масштабные – копает, словом, глубоко. Но талант в
землю не зарывает, от зрительских масс не
отрывается. Его философия адаптирована для
читателей комиксов, а страсти близки почитателям
сериалов. Трижды лауреат «Золотой маски» (1996, 1997 и
1999), на сей раз представляющий спектакль вне
конкурса,
Эйфман верен себе. Об актуальности и важности
избранной хореографом темы – эмиграция –
свидетельствует хотя бы тот факт, что за
последние полтора десятка лет к ней не обращался
разве что ленивый. Эйфман, однако, не ленится.
Художник в нем не спит. Душа беспрестанно
трудится над вечными проблемами: тоска по
безвозвратно утерянной родине, противостояние
высокой духовности и коммерциализации, горькие
воспоминания на фоне элементов сладкой жизни,
любовь в тисках шоу-бизнеса. Но Эйфман не был бы
Эйфманом, если бы не искал парадоксальных
решений. Гордиев узел проблем он разрубил единым
махом. Его новый спектакль не трагедия, не драма и
даже не философская притча. «Кто есть кто» –
балет-мюзикл.
Двадцатые годы прошлого века. Эмигрантская
судьба забросила бывших танцовщиков Мариинского
театра Алекса и Макса в Новый Свет. Здесь вчера
еще беззаботно порхающие в театральных эмпиреях
юноши сталкиваются с нью-йоркской мафией,
жестокостью рэкетиров, кабаретными дивами и не
находят ничего безопаснее, как переодеться в
женское платье. Далее – по тексту.
В джазе, то есть в танце, только
девушки. Не новый сюжет, не новые приемы. Не
пришлось долго трудиться и над образами. Их давно
уже создала масс-культура. Создала,
растиражировала и успела опошлить. Умирающий
лебедь, чечеточник в неизменном канотье,
балетные в колетах и восточных костюмах «по
Баксту». Джаз – значит, негр в гамашах. Изгнание
– потертые кофры и еврейские мелодии. Ностальгия
– новогодний каток и «белый» балет. Блошиный
рынок – все на продажу: иконы, драгоценности,
траченные молью шляпки и былые иллюзии. И глубоко
символично, что облаченной в черное шлюшке из
варьете влюбленный герой с трепетом протягивает
опять же глубоко символичные атласные пуанты. И
американская дурочка разом преображается. В
общем, все на своем месте.
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “КТО ЕСТЬ КТО”
Ни герои во всевозможных оттенках
голубого – от дымчато-жемчужного до цвета
морской волны, ни блестки, ни самые яркие
красители не расцвечивают монотонности действа.
Вот она, волшебная сила «искусства»: в пошлости
тонет даже гениальная музыка Дюка Эллингтона,
Дэйва Брубека.
В конце концов один из героев неплохо
устраивается под крылом любвеобильного
миллионера. И все бы хорошо, если бы фоном не
звучал при этом Вокализ Рахманинова.
Сергею Васильевичу, впрочем, комариные укусы не
страшны, а вот за уникальную труппу обидно.
Кажется, Уайльд говорил, что искусство – это
совершенное использование несовершенного
материала. Борис Эйфман в совершенстве владеет
искусством делать из несовершенного материала
совершенный. И, строго говоря, этим сам себя
выручает. К нему попадают те, кого не приняли даже
в кордебалет «больших» театров. И по чему бы вы
думали? Всего-навсего по профнепригодности.
Каким без преувеличения редким даром надо
обладать, чтобы превратить отбракованных ребят в
виртуозов высшего класса!
Второй подобной труппы у нас не найти. Алексей
Турко, Игорь Седько, Юрий Ананян, Альберт
Галичанин, Олег Марков, что бы они ни исполняли,
танцуют самозабвенно и заразительно, с той
отдачей, какую редко сегодня встретишь. Эйфман и
профнепригодность умеет обратить во благо. Если,
скажем, на Веру Арбузову в академических театрах
не взглянули бы из-за слишком высокого роста и
худобы, он специально ставит на нее. Он «рисует»
ее телом: длинными руками и пальцами, острыми
локтями и коленями, всем ее астеническим складом.
Правда, все это было до сих пор. В новом опусе
фантазия хореографа отдыхает.
Как и низведенные до этикеточных образы,
хореография «мюзикла» примитивна и однообразна.
Мачо поводят плечами, девочки – бедрами.
Изнемогающий рассудок велит воздевать руки к
небу, а измученная душа патетично швыряет оземь.
Тут и печально-зажигательный еврейский танец, и
стэп на столе – в общем, джентльменский набор
ресторанного искусства. За внешней красивостью
– шуршащая пустота и никчемность куколки,
бабочка из нее давным-давно вылупилась.
Между тем Борис Эйфман результатом вполне
доволен. Оттого, должно быть, что результат этот
не просто предсказуем, он – запрограммирован.
Запрограммирован самим маэстро. Несколько лет
назад ведущий балетный критик Нью-Йорка назвала
Эйфмана хореографом XXI века. Эту цитату неизменно
приводят во всех пресс-релизах. Воспитанные в
системе координат, где одна ось – поступательный
ход времени, а другая – дилемма
«прогресс–реакция», мы априори считаем подобный
отзыв высочайшей похвалой. Но если отвлечься от
качественных категорий, то становится очевидным:
XXI век (по крайней мере пока) – век торжествующего
масскульта. И в этом смысле гений танцевального
ширпотреба Борис Эйфман – безусловно, хореограф
XXI века. Недаром его так любят в США. И не просто
любят, а заключают долгосрочные контракты.
Согласно контракту петербургская труппа обязана
каждый год привозить премьеру. В одном из
интервью хореограф похвастался, что его театр у
нас единственный, способный работать в таком
режиме. Очевидно, в продвинутом XXI веке критерием
качества в искусстве становится план по валу. Так
или иначе, но «Кто есть кто» сочинен, очевидно,
ради нескольких строчек в контракте. Спектакль
рожден не свободным дыханием (мол, не могу
молчать), а рациональным планированием и
адресован американскому зрителю, которому
близки эти персонажи, эта эстетика, этот
культурный контекст. Американской публике
должно польстить и либретто, повествующее о том,
как лучшие из лучших, покинув Россию, оказавшись
в Америке, «активно включились в процесс
развития этой удивительной страны, […] создавая
искусство, принадлежащее миру будущего».
«Кто есть кто» – продукт из разряда «чего
изволите?», а потому обречен на успех. Зритель
любит балеты Бориса Эйфмана.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|