СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС
Несмотря на прогнозы
пессимистов, семья есть и жива будет. Только
какой она будет?
Чудо-юдо комнатно-кухонное
Не задает лишних вопросов, всегда
знает свое место. Что еще нужно для удобства
мужчины?
Образ женщины в современной массовой
культуре – на телеэкране, на страницах глянцевых
журналов, детективов, боевиков, любовных романов,
– какой он? Что изо дня в день волей-неволей
видят, слышат и читают о женщинах наши подростки?
“Негативные или искаженные гендерные образцы
вызывают тревогу, если люди рассматривают их как
отражение реальной действительности. Эффект
повтора часто недооценивают. Если одни и те же
образцы, как следует вести себя и рассуждать
мужчинам и женщинам, повторяются в одной
передаче за другой, вероятность, что их примут за
реальность, возрастает. Подобные опасения
принимают особенно серьезный характер, если мы
задумаемся о воздействии этих образцов на
детей”, – пишет американский исследователь,
жесткий критик масскульта Ричард Харрис в книге
“Психология массовых коммуникаций”.
Каждый взрослый понимает: ничего хорошего в
кривых зеркалах масскульта ребята не разглядят.
Ничего правдивого, честного и искреннего, ничего
проблемного там нет.
А что же есть? По каким “силовым линиям” раз за
разом действует масскульт, создавая лживый,
искаженный образ современной женщины?
Этих “линий” по крайней мере три. И у них есть
важнейшая точка пересечения: масскульт в любом
случае изображает женщину как
несамостоятельную, ограниченную и существующую
для удобства мужчины.
Первая: это домашняя, комнатная, кухонная
женщина-покупательница, героиня и объект
рекламных роликов и глянцевых журналов
различной цены, толщины и гламурности. Такой
образ подается как несомненно положительный.
Женские персонажи предстают красивыми,
счастливыми и довольными. Они задуманы как
массированная атака на некритическое восприятие
зрителя-слушателя-читателя. Да и в самом деле, кто
станет вдумчиво присматриваться к рекламе или с
трезвой иронией размышлять над глянцевыми
страницами какой-нибудь “Бедной
Лизы-Насти-Даши”? И вот мальчики и девочки, в
тысячный раз увидев и услышав о том, что женщины
мучительно озабочены только пятном на мужниной
рубашке (выбором чистящего порошка, мытьем
жирной тарелки…), начинают незаметно для себя
верить в нетленность этой аксиомы.
Вторая: женщина как сексуальный объект в
различных кино-, теле- и печатных произведениях
коммерческих жанров. Только этот образ женщины
время от времени вызывает протесты публики.
Впрочем, зрители протестуют (вплоть до
требований ввести цензуру) не против грязного
манипулирования образом женщины и женского тела,
а против самой эротической откровенности.
Женщина как сексуальный объект может
представать жертвой мужского насилия, и в этом
случае насилие нередко изображается как ее
собственное тайное желание. Или коварной,
корыстной, лживой носительницей сексуальной
власти. Наконец, женщины изображаются как
существа, которые только сексом по-настоящему и
интересуются. Только о нем думают и ради
сексуальных удовольствий живут. В целом такой
образ более или менее негативный.
И третья линия. Есть целый пласт печатных
сочинений коммерческих жанров, которые можно
назвать пропагандистскими боевиками
антидемократической направленности. Там
неизменно сопоставляется два женских образа:
женщина-идеал и женщина-антиидеал. Антиидеалу
коммерческий автор приписывает такие качества,
как либеральные убеждения, атеизм, преклонение
перед западной культурой, неразборчивые
сексуальные связи, наркотическая зависимость,
бытовая безалаберность и попытки спорить с
мужчинами. Женщина-идеал разделяет
антидемократические и антизападные убеждения
мужа, не задает лишних вопросов, всегда знает
свое подчиненное место. При этом она обязательно
красива, сексуальна и прекрасная
хозяйка-кулинарка. Один из таких авторов пишет:
“И все куда-то поплыло. Все в мире сошлось в одной
точке, в которой переплелись их тела. Остальное
время, пока Глеб бывал в отлучках, Настя занимала
себя тщательным, по страницам и главам,
осваиванием кулинарной книги. Настя
принадлежала к тем, у кого получается в жизни все
и лишь на оценку “отлично”. И готовила она
прекрасно”. Смешно. Но лишь до тех пор, пока не
посмотришь на цифру массового тиража.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|