ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
КОФЕЙНЫЙ БАРОН
Николай КРЫЩУК
С.-Петербург
Горят ночные окна
Детектив – это сказка на ночь для
взрослых
Все мы пленники сюжета. Попытки писать
бессюжетную прозу были всегда, иногда
замечательные, даже гениальные, но ни одну из
таких книг я бы не решился назвать великой. Сюжет
предлагает ту, пусть мнимую, связность и
причинность событий и состояний, которых втайне
жаждет даже самое разорванное, испепеляющее себя
сознание. Он дает возможность почувствовать себя
действительным персонажем внеположных
происшествий и хотя бы на время уйти от тяжелого
сомнения в реальности собственного
существования. История редко когда и редко кому
предоставляет возможность стать героем своего
сюжета, роман предоставляет ее каждому.
Магическую силу сюжета имел в виду Пушкин в своем
предсмертном письме Ишимовой: “Открыл и
невольно зачитался. Вот как надобно писать”.
Здесь читатель воистину равен создателю
произведения и может вслед за поэтом повторить:
“Над вымыслом слезами обольюсь”. То есть в
вымысле именно и обретает подлинность чувств,
как это происходит с художником. Можно сказать,
что сюжет – единственный в своем роде наркотик,
который уводит от жизни посредством самой жизни.
Начинающий ищет сюжет даже в симфонии, в
беспредметной живописи, в том, что теперь
называют абсолютным кино. Он подходит к этому,
как архивный исследователь, который пытается по
обрывку документа воссоздать событие. Проходя
мимо собственно художественного замысла, вернее,
сквозь него, он в своем простодушии и пытливости
по какому-то другому, может быть, большему счету
оказывается прав. Потому что всякому
произведению предшествует человеческий сюжет.
Любой художник, создавая общезначимый, “чужой”
сюжет, мечтает о том, чтобы его поймали на
оговорке, чтобы читатель догадался о личной
тайне художника, ради сокрытия которой творилось
произведение, почувствовал то, о чем не сказано.
Муки и сладость рождения такой формы,
открывающей и одновременно сокрывающей тайну,
сами по себе являют человеческую, сердечную
историю, а не формальную изощренность. Мимо нее
простодушный читатель, которого мы хвалим за
непосредственность, как раз и проходит.
Но – к теме.
В детстве и в юности мы не только пленники, но и
рабы сюжета. Крайним и наиболее очевидным
выражением этого является любовь к детективам.
При этом все, о чем я говорю как о явлениях
возраста, у кого-то может сохраниться на всю
жизнь. Не в этом дело.
Детектив дает наслаждение погрузиться в интригу,
которая на последних страницах книги непременно
получит разрешение (что-то вроде ответов на
упражнения в конце книг по занимательной
математике).
Открытый финал в детективе принципиально
невозможен. В отличие от литературы, где развитие
сюжета является способом решения некой
нравственной или философской задачи. Детектив не
только ставит вопрос, но тут же и решает его.
Правда, он и ставит только посильные вопросы.
Однако иллюзия того, что в процессе чтения мы тем
еще занимаемся, что решаем некие жизненные
проблемы, все же возникает. Речь как-никак о
неутолимой страсти и вражде, уходящей корнями в
глубину рода, о благородном мстителе или
сентиментальном интригане. Поиск убийцы
представляется в этот момент поиском истины, а
щелчок замыкаемых наручников – голосом самой
справедливости, слегка дефективным, правда, от
выпавшей в неравном бою фиксы.
Детектив – это сказка на ночь для взрослых.
Хорошо засыпать под шорох платья коварной
служанки, которая в действительности является
побочной дочерью хозяина и мечтает только о том,
что наследство, полученное после того, как она с
помощью медленного яда отправит на вечный покой
отца, будет хорошей наградой за оскорбленное
детство. Жаль только, матушка, проводящая остаток
дней в приюте для умалишенных, сможет оценить
лишь горячие обеды и фрукты, которые ей будет
подавать теперь каждый день персональная
прислуга, и никогда не порадуется, что дочь ее
стала герцогиней. (Возможно ли это юридически? Да
какая разница?) И так далее, друзья мои, и так
далее. Спокойной ночи.
Спокойно засыпайте еще и потому, что вечно
бодрствуют за нас Пинкертоны и Холмсы, майоры
Пронины и Каменские, Коломбо, Ниро Вульф,
комиссар Мегрэ, Пуаро… Мир детектива так похож
на некую республиканскую монархию, в которой
правит тот, кто является одновременно и
помазанником Божьим, и доверенным лицом народа.
Мы в этом случае благополучные обыватели и
лояльные граждане, доверившие свою судьбу не
случаю, а господину, который получил власть над
обстоятельствами благодаря уму,
проницательности, врожденному чувству
справедливости и удивительному знанию людей.
Горят ночные окна…
В тоталитарных обществах уполномоченными по
справедливости являются обычно госслужащие, в
демократических – частные лица. Тем и другим
свойственны, однако, человеческие слабости, не
препятствующие выполнению должностных
обязанностей. Это правильно. Таким всегда больше
доверяют не только тираны-начальники, но и
сослуживцы.
Но и не в детективном сюжете нас тоже занимает
прежде всего интрига. Мы до времени не полностью
посвящены в обстоятельства событий, а потому
клюем не только на качественную наживку, но и на
синтетическую мормышку. Любопытство гложет. Кто
да с кем? Кого да за что? И чем все это обернулось?
Пусть у вас болит голова только о собственном
хозяйстве и прибыли или, напротив, поглощены вы
решением проблем исключительно духовных, –
любопытно и вам: как там у этих-то все получилось?
Значит, и вы более или менее усердный читатель
такой прозы.
А как не посочувствовать по ходу распутывания
интриги исполненной красоты и прочих достоинств
бесприданнице, или взявшему все своим трудом
подкидышу, или настрадавшемуся блудному сыну,
которого не узнал отец, и не порадоваться
одновременно тому, что возмездие настигло
наконец разбойника (шпиона, спекулянта, продавца
родины, сутенера, бюрократа, алиментщика и
успешного артиста, второе десятилетие не
отвечающего на письмо старушки-матери)? И время
провели с интересом, и нравственное чувство
получило удовлетворение.
Еще (непременно) описываемое событие должно быть
неординарным, происшествие в нем должно
содержаться исключительное. Если убийства, то
хитроумные или супержестокие, если измены, то
циничные, катастрофы – глобальные, войны –
столетние, любовь – до гроба и дальше. Но чтобы
все похоже было. Как в жизни, которой мы не жили,
но знаем. Эмоциональный аппарат требует
подзарядки, потому что жизнь вокруг скучна и
почти не требует наших переживаний.
В эти благословенные годы мы читаем чаще всего
про что-то или про кого-то, как читают
документалистику. Про войну. Про любовь. Про
индейцев. Про мореплавателей. Про наших в
Америке. Про физиков. Про первобытное общество.
Про хакеров. Смысл в самом сюжете и в теме.
А философия и психология… С них-то и началось
подтачивание вечного, казалось бы, царствования
сюжета. Такие авторы пишут как будто о других, но,
в сущности, все это театр собственной души. И нас
к этому же понуждают.
Но не хочется нам. Пока не хочется. И ну его,
автора, с его проблемами и философией! Важно, про
что он написал. И чтобы занимательно.
Паренек на экзамене с жаром стал рассказывать
сюжет “Повестей Белкина” Льва Толстого. Ему
попытались подсказать, что произведение
принадлежит Пушкину. “Вы мне будете
рассказывать! А Белкин, чтобы вы знали, к этому
вообще отношения не имел”.
Я жалею наших школьных учителей. Но пусть все же и
они посочувствуют ученикам, этим лишним людям,
которые любят читать про войну и про любовь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|