Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ 
АНТОЛОГИЯ ТЕНИ 

Ирина ФИШГОЙТ

Сон праведника

М.Ю.Лермонтов, Леня Янушевич и птица Сирин

Художник  ИВАН ВАКУРОВ

Как-то на уроке мы обсуждали стихотворение М.Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”. Говорилось о том, что, с точки зрения поэта, жизнь приносит страдания и разочарования. Лермонтов для описания пути (очевидно, здесь осуществляется перенос на жизненный путь) использует эпитеты, которые подошли бы к описанию лезвия ножа. Путь – кремнистый, т.е. очень твердый, к тому же путь блестит, как может блестеть нож или лезвие. Жить – все равно что идти по лезвию, “больно и трудно”.
В прошлом нет ничего, о чем бы стоило пожалеть (“и не жаль мне прошлого ничуть”), будущее тоже не сулит счастья (“уж не жду от жизни ничего я”). То есть прошлое, настоящее и будущее одинаково невыносимы в этом линейном измерении туманной дороги жизни.
Счастье – только вне этого измерения: “В небесах торжественно и чудно…” И еще во сне, в забытьи: “Я б хотел забыться и заснуть!”
И вдруг Леня, маленький мальчик, точная копия Гарри Поттера, который обычно на уроках читает справочники по математике и не принимает участия в занятиях, вскакивает, выбегает к доске и говорит: “Кстати, по поводу 5-й строфы, 2-й строчки. Возможно, здесь говорится о сиренах, которые усыпляли мореплавателей своим сладким пением”.
Я. Ну что ты! Сирены привлекали мореплавателей своим пением, потом убивали их, и остров сирен был усеян человеческими костями.
Леня. Но мне все же кажется, что я где-то читал о том, что сирены именно усыпляли странников.

Придя вечером домой, я открыла Мифологический словарь и в статье про сирен прочла: “В греческой мифологии сирены – демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из Муз, Мельпоменой.
Сирены по природе полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы божественный голос. Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых сирены заманивают пением”.
Но!
“Они воспринимались также как музы иного мира – их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса!” (Из того же словаря: “Ананке в греческой мифологии божество необходимости, неизбежности, мать мойр – вершительниц судьбы человека. Между колен Ананке вращается веретено, ось которого – мировая ось”.)
Следующая статья была про птицу Сирин.
“В средневековой мифологии райская птица – дева, образ которой восходит к древнегреческим сиренам. В русских духовных стихах Сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением.
В западноевропейских легендах Сирин – воплощение несчастной души”.
Наверное, здесь и находится разгадка 5-й строфы.

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Поэт хочет быть завороженным пением райской птицы, спустившейся на землю, но, может быть, это пение его собственной несчастной души. Интересно также и то, что в Древнем Египте душу умершего Ба изображали в образе птицы с головой женщины, т.е. точно так же, как в Средневековье – птицу Сирин. По представлению древних египтян, душа умершего совершает путешествие в царство мертвых, пролетая по небу между созвездиями, а потом за Западными горами попадает в подземный мир. Пройдя суд, в случае благополучного исхода она возвращается к своему телу. Если действительно существует связь между птицей Сирин и Ба, то можно сделать очень смелое предположение: состояние забытья и сна, описанное Лермонтовым, больше всего похоже на то редкое состояние, при котором душа временно отделяется от тела, чтобы, получив сверхъестественный духовный опыт, вернуться. Только этим сверхъестественным опытом можно объяснить строчку:

Спит земля в сиянье голубом.

Только в двадцатом веке люди увидели голубое сияние вокруг Земли из космоса, у других планет из-за отсутствия плотной атмосферы такого сияния нет. Откуда об этом мог знать Лермонтов?!
Возможно, темный дуб – это образ мирового древа, т.е. той же самой оси веретена. Тем более что одним из атрибутов мирового древа является райская птица (или страдающая душа?), сидящая на его вершине.

Удивительны пути, как древние образы проникают в поэзию. Очевидно, в нашей незадействованной памяти скрыт заархивированный слой. Эту мифопоэтическую информацию иногда удается разархивировать выдающимся поэтам в моменты вдохновения или надчувственного опыта. А последующим поколениям – осознать благодаря таким умным маленьким мальчикам, как Леня Янушевич.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru