Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ФЕДОТ, ДА НЕ ТОТ 

Готовя сегодняшнюю страничку, мы поймали себя на такой мысли: вот ведь, казалось бы, чуть не в каждом выпуске «Режиссуры урока» так или иначе мы талдычим о том, чтобы учителя не предвосхищали ученических открытий, давали им возможность, вдоволь наошибавшись, прийти к собственному пониманию… А сами? Сами-то мы всегда ли даем читателям возможность вдоволь наошибаться? Или так и норовим своим указующим перстом влезть? Или по крайней мере соломки подстелить? Впрочем, судить не нам…
Одно только утешает: что вы, дорогие читатели, читаете нас сугубо добровольно, так сказать, не любо – не слушай, газету по боку – и гуляй (в отличие от школьников, у них-то на уроке ситуация совсем другая!)…
Так или иначе, но вот уже три дня, как на своем рабочем месте мы прикрепили к стене вот такой листочек-шпаргалку с немудрящими азбучными истинами:
– Не отмахивайтесь от «неуместных» вопросов ваших собеседников!
– Любое непонимание – первая и очень даже необходимая ступенька к пониманию.
– Преждевременная подсказка угнетает развитие интуиции собеседников. Научитесь ждать!
– Не бойтесь ошибаться! Собеседникам иногда необходимо видеть, как вы сами взаправду (не понарошку!) время от времени становитесь в тупик.
– Скажите себе стоп! Оглянитесь: может быть, собеседники уже давно плетутся у вас в хвосте?
– Не пугайте собеседников своими умениями и познаниями. Подарите им возможность в чем-то и обогнать вас.
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ


Вячеслав БУКАТОВ

Предпринимательство с секундомером

Западная методика на уроке в 9 классе

В прошлом полугодии я ходила на курсы по компьютерной грамотности. Нас учили по какой-то западной методике. И одна игра мне так понравилась, что я использовала ее для одного своего урока.
На курсах игра выглядела так. Встали мы в круг. Дали нам мяч. Задача такая: чтобы мячик, побывав в руках у каждого (или коснувшись каждой руки), вернулся к ведущему. Нас там было 30 с лишним человек. Попробовали – получилось. Тогда новая задача: чтобы мячик побывал у каждого за максимально короткий срок. Секундомером засекли – 29 секунд получилось.
Тогда ведущий говорит: замечательный у вас результат получился, но я знаю группу, которая это сделала за 20 секунд. Пошли по новой – уже быстрее. У кого-то мяч упал – все переживают. Получилась 21 секунда. Начали снова. В конце концов справились.
Тогда ведущий говорит, что была у него и такая группа, которая за 15 секунд справилась. Тут я не выдержала и сказала, что мы не сможем этот мячик пропустить за 15 секунд, если не встанем по-другому. “Давайте выстроимся в очередь и из рук в руки будем передавать”. Встали – получилось.
А ведущий говорит: “Замечательно. Но я знаю группу, которая мячик этот за пять секунд по рукам пропустила”. Мы разные варианты перепробовали и нашли подходящий: один берет мяч, все соединяют ладони в желоб. По нему мяч скатывается, дотрагиваясь до ладошек каждого. И всего за пять секунд!
Мне эта игра так понравилась! Я и задумалась, как же мне ее на своих уроках использовать. И вот на теме “Предпринимательство” я ее провела.
У меня подгруппа – 10 человек. Секундомер я попросила у учителя физкультуры. И урок мы начали прямо у него в спортзале. Шуму было, гаму!..
А потом мы пошли в класс. И я говорю: “Ребята, давайте обсудим, что было во время этой игры”. Они говорят:
– Была поставлена задача.
– Замечательно. Пишем: цель. Дальше что было?
– Были какие-то правила.
– Пишем: правила. Третье что?
– Ну, мы были как бы коллектив.
– Ага, пишем: организация. Что еще там было?
– Ну, кто-то первым выделился, кто-то первое слово сказал.
– Значит, кто они? Лидеры.
И так далее.
Я сейчас уже точно не помню последовательность наших выводов, но в результате на доске и в тетрадях у каждого появился перечень составных частей пред-
принимательской деятельности.

Л.Ш., учитель экономики
Записано на учительских посиделках г. Тверь, 2003

Реплика-комментарий

В рассказанном варианте игры на ваших замечательных курсах меня несколько смущает западный менталитет.
Многие упражнения различных психотренингов и атр-терапии очень близки к заданиям из театральной педагогики (преимущественно русской, основоположником которой был К.С.Станиславский; именно оттуда многие из ныне популярных заданий первоначально и были заимствованы). Но все дело в акцентах. Чуть-чуть акцент в задании сместить – и оно из русского становится западным.
Ведь что меня в том варианте больше всего смущает? То, что есть ведущий, который все знает, все ведает. И уж очень размеренно-расчетливо поднимает он планку трудности. Получается какое-то механистическое манипулирование людьми-винтиками. А они рады стараться, кровь из носу добиться похвалы манипулирующего ими ведущего, который, как некий демиург, дирижирует их инициативностью.
Самостоятельность участников ловко подменяется ведущей ролью ведущего-учителя. Мне бы хотелось наших российских школьников уберечь от подобной моды. Одно дело – уметь уважать и слушать ведущего. И совсем другое – позволять ему собой манипулировать.
Ведь получается как: я говорю, что знаю группу, которая с заданием справляется за 10 минут. И я не лгу. Но у меня, как у ведущего, хитрый расчет: потом я скажу – за пять минут, а потом скажу – за одну. А участники, как бараны, не понимают, что их ведут на поводке. Такое ослепление противоречит самой идее социоигровой педагогики – воспитания инициативного, творческого поколения, которому жить в родной стране, обустраивая ее по совести и взаимному согласию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru