РЕЖИССУРА УРОКА
ФЕДОТ, ДА НЕ ТОТ
Готовя сегодняшнюю страничку, мы
поймали себя на такой мысли: вот ведь, казалось
бы, чуть не в каждом выпуске «Режиссуры урока»
так или иначе мы талдычим о том, чтобы учителя не
предвосхищали ученических открытий, давали им
возможность, вдоволь наошибавшись, прийти к
собственному пониманию… А сами? Сами-то мы
всегда ли даем читателям возможность вдоволь
наошибаться? Или так и норовим своим указующим
перстом влезть? Или по крайней мере соломки
подстелить? Впрочем, судить не нам…
Одно только утешает: что вы, дорогие читатели,
читаете нас сугубо добровольно, так сказать, не
любо – не слушай, газету по боку – и гуляй (в
отличие от школьников, у них-то на уроке ситуация
совсем другая!)…
Так или иначе, но вот уже три дня, как на своем
рабочем месте мы прикрепили к стене вот такой
листочек-шпаргалку с немудрящими азбучными
истинами:
– Не отмахивайтесь от «неуместных» вопросов
ваших собеседников!
– Любое непонимание – первая и очень даже
необходимая ступенька к пониманию.
– Преждевременная подсказка угнетает развитие
интуиции собеседников. Научитесь ждать!
– Не бойтесь ошибаться! Собеседникам иногда
необходимо видеть, как вы сами взаправду (не
понарошку!) время от времени становитесь в тупик.
– Скажите себе стоп! Оглянитесь: может быть,
собеседники уже давно плетутся у вас в хвосте?
– Не пугайте собеседников своими умениями и
познаниями. Подарите им возможность в чем-то и
обогнать вас.
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ
Предпринимательство с
секундомером
Западная методика на уроке в 9 классе
В прошлом полугодии я ходила на курсы по
компьютерной грамотности. Нас учили по какой-то
западной методике. И одна игра мне так
понравилась, что я использовала ее для одного
своего урока.
На курсах игра выглядела так. Встали мы в круг.
Дали нам мяч. Задача такая: чтобы мячик, побывав в
руках у каждого (или коснувшись каждой руки),
вернулся к ведущему. Нас там было 30 с лишним
человек. Попробовали – получилось. Тогда новая
задача: чтобы мячик побывал у каждого за
максимально короткий срок. Секундомером засекли
– 29 секунд получилось.
Тогда ведущий говорит: замечательный у вас
результат получился, но я знаю группу, которая
это сделала за 20 секунд. Пошли по новой – уже
быстрее. У кого-то мяч упал – все переживают.
Получилась 21 секунда. Начали снова. В конце
концов справились.
Тогда ведущий говорит, что была у него и такая
группа, которая за 15 секунд справилась. Тут я не
выдержала и сказала, что мы не сможем этот мячик
пропустить за 15 секунд, если не встанем
по-другому. “Давайте выстроимся в очередь и из
рук в руки будем передавать”. Встали –
получилось.
А ведущий говорит: “Замечательно. Но я знаю
группу, которая мячик этот за пять секунд по
рукам пропустила”. Мы разные варианты
перепробовали и нашли подходящий: один берет мяч,
все соединяют ладони в желоб. По нему мяч
скатывается, дотрагиваясь до ладошек каждого. И
всего за пять секунд!
Мне эта игра так понравилась! Я и задумалась, как
же мне ее на своих уроках использовать. И вот на
теме “Предпринимательство” я ее провела.
У меня подгруппа – 10 человек. Секундомер я
попросила у учителя физкультуры. И урок мы начали
прямо у него в спортзале. Шуму было, гаму!..
А потом мы пошли в класс. И я говорю: “Ребята,
давайте обсудим, что было во время этой игры”.
Они говорят:
– Была поставлена задача.
– Замечательно. Пишем: цель. Дальше что было?
– Были какие-то правила.
– Пишем: правила. Третье что?
– Ну, мы были как бы коллектив.
– Ага, пишем: организация. Что еще там было?
– Ну, кто-то первым выделился, кто-то первое слово
сказал.
– Значит, кто они? Лидеры.
И так далее.
Я сейчас уже точно не помню последовательность
наших выводов, но в результате на доске и в
тетрадях у каждого появился перечень составных
частей пред-
принимательской деятельности.
Л.Ш., учитель экономики
Записано на учительских посиделках г. Тверь, 2003
Реплика-комментарий
В рассказанном варианте игры на ваших
замечательных курсах меня несколько смущает
западный менталитет.
Многие упражнения различных психотренингов и
атр-терапии очень близки к заданиям из
театральной педагогики (преимущественно
русской, основоположником которой был
К.С.Станиславский; именно оттуда многие из ныне
популярных заданий первоначально и были
заимствованы). Но все дело в акцентах. Чуть-чуть
акцент в задании сместить – и оно из русского
становится западным.
Ведь что меня в том варианте больше всего
смущает? То, что есть ведущий, который все знает,
все ведает. И уж очень размеренно-расчетливо
поднимает он планку трудности. Получается
какое-то механистическое манипулирование
людьми-винтиками. А они рады стараться, кровь из
носу добиться похвалы манипулирующего ими
ведущего, который, как некий демиург, дирижирует
их инициативностью.
Самостоятельность участников ловко подменяется
ведущей ролью ведущего-учителя. Мне бы хотелось
наших российских школьников уберечь от подобной
моды. Одно дело – уметь уважать и слушать
ведущего. И совсем другое – позволять ему собой
манипулировать.
Ведь получается как: я говорю, что знаю группу,
которая с заданием справляется за 10 минут. И я не
лгу. Но у меня, как у ведущего, хитрый расчет:
потом я скажу – за пять минут, а потом скажу – за
одну. А участники, как бараны, не понимают, что их
ведут на поводке. Такое ослепление противоречит
самой идее социоигровой педагогики – воспитания
инициативного, творческого поколения, которому
жить в родной стране, обустраивая ее по совести и
взаимному согласию.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|