Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ДИРЕКТОРСКИЕ БУДНИ 

Готовя сегодняшнюю страничку, мы поймали себя на такой мысли: вот ведь, казалось бы, чуть не в каждом выпуске «Режиссуры урока» так или иначе мы талдычим о том, чтобы учителя не предвосхищали ученических открытий, давали им возможность, вдоволь наошибавшись, прийти к собственному пониманию… А сами? Сами-то мы всегда ли даем читателям возможность вдоволь наошибаться? Или так и норовим своим указующим перстом влезть? Или по крайней мере соломки подстелить? Впрочем, судить не нам…
Одно только утешает: что вы, дорогие читатели, читаете нас сугубо добровольно, так сказать, не любо – не слушай, газету по боку – и гуляй (в отличие от школьников, у них-то на уроке ситуация совсем другая!)…
Так или иначе, но вот уже три дня, как на своем рабочем месте мы прикрепили к стене вот такой листочек-шпаргалку с немудрящими азбучными истинами:
– Не отмахивайтесь от «неуместных» вопросов ваших собеседников!
– Любое непонимание – первая и очень даже необходимая ступенька к пониманию.
– Преждевременная подсказка угнетает развитие интуиции собеседников. Научитесь ждать!
– Не бойтесь ошибаться! Собеседникам иногда необходимо видеть, как вы сами взаправду (не понарошку!) время от времени становитесь в тупик.
– Скажите себе стоп! Оглянитесь: может быть, собеседники уже давно плетутся у вас в хвосте?
– Не пугайте собеседников своими умениями и познаниями. Подарите им возможность в чем-то и обогнать вас.
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ


Сергей ПЛАХОТНИКОВ

Я здорово расстроился…

Разговор с родительницей на крыльце школы

Объяснить маме-психологу, что ее сын имеет право на личное открытие, что он может по-настоящему удивляться лишь тому, что открыл сам... Объяснить все это не представляется возможным. Это надо пережить и об этом можно писать, но приходится молчать.

Право на личное открытие

Сегодня опять имел беседу с мамой-психологом.
– Последнее время я прихожу за Данилой, а Ольга Петровна мне рассказывает о нем всякие негативные вещи. Я не думала, что так с ним будет. Я пытаюсь с ним разговаривать, обсуждать его отношения с одноклассниками, мне кажется, они неважно к нему относятся. Вот вы раздали им книжки по английскому языку с пингвинчиками, я обратила внимание, что все ситуации, нарисованные в книжке, очень дружественные. Сказала об этом Даниле, но он как бы не видит...
…Когда мама-психолог поведала мне о своем психологическом открытии, я здорово расстроился. Как же так? Мы нашли курс по английскому языку, в котором персонажи не какие-то там инопланетяне или монстрики, не безликие мальчики и девочки с правильными повадками, а милые пингвины, в меру шаловливые, но открытые друг для друга, способные переживать личные неудачи и проступки. Мы нашли программу, которая может подарить ребятам многообразие знакомых и незнакомых им отношений как с ровесниками, так и со взрослыми. Но мы никак не предполагали, что найдется кто-то из родителей, кто использует нашу находку с целью прочтения морали. Мы готовы были ждать, что когда-нибудь кто-нибудь из детей вдруг... А тут мама “обратила внимание”.
Я расстроился и не смог скрыть раздражение:
– А вы всегда делитесь с ребенком своими открытиями?
– Конечно.
– А вы не думали о том, что всякое ваше открытие, которое вы дарите Даниле, – это закрытие для него очередной темы, которую он мог бы когда-нибудь открыть сам?
– Знаете, я сделала все очень корректно. Я не лишаю его выбора, если бы ему было неинтересно, он бы не стал со мной дальше разговаривать. Я всегда предоставляю ему право выбора, он свободен в этом плане.
Честно говоря, если бы лет семь назад я услышал подобное суждение, то одобрительно кивнул бы, потому что сам понимал свободу так же прямолинейно. Сейчас я тоже кивнул, только по другой причине – от беспомощности. Объяснить маме-психологу, что ребенок имеет право на личное открытие, что он может по-настоящему удивляться лишь тому, что открыл самостоятельно... Объяснить все это не представляется возможным. Это надо пережить и об этом можно писать, но приходится молчать.

На темы морали и нравственности

– Знаете, я внимательно слежу за его альбомом, – продолжает мама-психолог. – Ольга Петровна пишет Дане очень хорошие вещи. Пишет, что у него получилось, отмечает мелочи, на которые я бы не обратила внимания, но мне-то про него рассказывает такое...
– Смотрите, вы сами говорите, что Ольга Петровна пишет вашему сыну хорошие вещи, а вам доверяет совершенно другое. Она не пишет ему, что нехорошо бегать по гаражам или драться ногами, потому что понимает, что отношения выстраиваются в процессе работы, а не через псевдорефлексивные беседы. Рассказывая же вам о том, какой он на свободе, то есть в ваше отсутствие, она предлагает вам, с одной стороны, озадачиться, а с другой – принять новый тип отношений. Ваш сын стал школьником, у него появился новый кусок жизни, который преимущественно употребляется на дело, которое требует вашего квалифицированного отношения не как психолога, а как человека читающего, пишущего, считающего, рисующего, любящего, наконец... Мы, взрослые, способны различать и отличать – это очень важные мыслительные операции, которые дети могут оценить по достоинству. Вы же можете корректно отличить точную работу от неточной?
– Вы мне предлагаете не разговаривать с сыном на темы морали и нравственности? – спросила мама, не скрывая досады.
– Именно. Поберегите этот ресурс для подросткового возраста. А сейчас вы можете затаскать эту тему до такого состояния, что позже подросток вас не услышит, более того, его будут раздражать даже самые здравые ваши мысли. Вы же сами прекрасно знаете, что тинейджеры готовы решать проблемы нравственного характера, но только не с родителями, потому что мамы и папы порастратили свой авторитет на задворках детства.
– И что же нам делать? Молчать?
– Нет, не молчать. Говорить, но только о работе, о том, что удалось, а что нет. Проявите свою корректность в отношении к плодам Данилиного труда.
…Мы полюбовно расстались с мамой-психологом. Но тема Данькиного одиночества не давала мне покоя. Я постоянно возвращался к его вязкому беспамятству, от которого мальчишка влипал в постоянные ровеснические скандалы и потасовки. И еще я думал о его тотальной незанятости…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru