БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЯ
В школе все – от размера парты,
интенсивности освещения до методики
преподавания – должно соответствовать
возрастным особенностям ребенка, а если смотреть
глубже, то и особенностям каждого конкретного
ученика.
“Здоровьесберегающие технологии” – это
словосочетание стало модным в последние годы. Но
понимают под этим очень разные вещи. Порой,
называясь школой здоровья, администрация просто
внедряет универсальную программу,
рекомендованную министерством.
Институт возрастной физиологии РАО на основе
материалов мониторинга здоровья детей и анализа
работы школ разработал рекомендации по
комплексной и системной работе в школе,
направленной на создание условий для сохранения
и укрепления здоровья учеников.
У этой работы есть несколько направлений:
обеспечение безопасной школьной среды;
организация учебного процесса таким образом,
чтобы он не вредил здоровью; использование
методик, соответствующих возрасту и
возможностям учеников; правильная организация
двигательного режима и
физкультурно-оздоровительной работы;
специальная работа по формированию ценностей
здоровья и здорового образа жизни;
взаимодействие с медицинскими учреждениями,
анализ состояния здоровья и учет его результатов
в работе.
Каждая школа может выделить именно то, что важно
конкретно для нее.
Сегодня о направлениях здоровьесберегающей
педагогики рассказывает директор Института
возрастной физиологии, член-корреспондент РАО
Марьяна Безруких.
Опасные методики
Работая с куском металла, специалист
должен знать все его свойства: при какой
температуре он плавится, при каких условиях
удастся соединить его с другим металлом. Работая
с ребенком, учитель далеко не всегда знает его
особенности и откровенно считает
несущественными его состояния…
Больше 20 лет Институт возрастной
физиологии занимается школьными факторами
риска, которые приводят к ухудшению психического
и физического здоровья детей. Первый из них – это
стресс. Он может быть связан с трудностями
взаимодействия с учителем или с конфликтами
между сверстниками. Бывает, учитель занимает
такую позицию, что нетерпимость детей только
усиливается, и ребенка, по каким-то причинам не
принятого в коллективе, доводят до тяжелейших
неврозов.
Есть интересные данные, которые были получены не
в специальном исследовании, не намеренно, а как
побочный результат длительного исследования в
одной экспериментальной школе. Изучалось
здоровье детей в динамике учебного года. На
протяжении четырех лет начальной школы
наблюдались дети четырех классов, четырех
учителей. Потом эти же учителя снова взяли первые
классы, и снова четыре года велись наблюдения.
Классы были достаточно ровные по готовности
детей к школе, по социальному статусу семей и т.д.
Программы и требования были также одинаковыми –
традиционные. Но, ведя учет текущей
заболеваемости, исследователи обнаружили, что в
классах одной учительницы заболеваемость в три,
а в некоторые годы – в пять раз выше. Учительница,
у которой заболеваемость была выше, оказалась
самой жесткой, бескомпромиссной, авторитарной. У
нее все должно было быть образцовым. У нее же был
и самый большой отсев. Дети не выдерживали,
родители переводили их в другие школы. Но
учительница объясняла это повышенными
требованиями и тем, что ребенок не справляется.
Исследователи отметили, что количество
замечаний у этого педагога доходило до 28 за урок.
Ученики постоянно были в ситуации напряжения.
Отсюда – заболеваемость: защитные силы
организма в таких условиях снижаются, и в более
слабом месте происходит сбой. Таким образом,
влияние системы отношений учителя к детям на
здоровье последних – это реальный факт. Если
учитель понимает, какую цену организм ребенка
платит за успех в учебе, он, возможно, постарается
помочь ему жить без лишнего напряжения, быть в
работоспособном состоянии.
Можно сказать определенно, что сегодня ребенок
платит максимально и за удачу, и за неудачу. Как
это ни абсурдно, но цена за неудачу – еще больше.
Вместо того чтобы расти и развиваться, детский
организм истощается. Увеличивается число
хронических заболеваний, нарушений психического
здоровья.
Вот данные по заболеваемости детей 1-х и 10 классов
в течение учебного года. В конце первой и второй
четвертей и в феврале в разных школах, в разных
регионах страны зафиксированы пики
заболеваемости. А ведь это самые напряженные
периоды учебного года.
Первый фактор, ослабляющий детское здоровье, –
это стресс, второй – неадекватные возможностям
детского организма методики. Вот простой, но
наглядный пример: проверка скорости чтения с
секундомером. Эта методика доводит детей до
заикания, до тяжелейших неврозов, до пореза
лицевых мышц. Физиологически она не оправдана
никак, требование читать со скоростью сто-сто
двадцать слов в минуту – просто абсурд. Мало того
что артикуляционные мышцы у многих детей в
начальной школе еще не развиты, но есть же еще и
уши. А слуховой анализатор – и у взрослого тоже –
не воспринимает информацию со скоростью больше 80
слов в минуту. Не для того же ребенок читает
вслух, чтобы научиться быстро губами шевелить, а
все-таки для того, чтобы воспринять и осознать
информацию. При скорости больше 80–90 слов в
минуту часть информации теряется. Не
воспринимается. Это явно здоровьенарушающая
методика. Для ребенка, у которого не получается
это цирковое представление, цейтнот создает
страшный стресс. А ощущение неудачи убивает
мотивацию учения. Ни в одном инструктивном
письме нет и не было никогда требования читать
быстрее, чем 80–90 слов в минуту.
Представим себе идеальную школу, где есть центр
здоровья. Оборудованный физкультурный зал. Умно
построенные программы формирования ценности
здоровья. Но учитель или завуч начальной школы
садится и с секундомером проверяет скорость
чтения. Все. Все старания идут прахом, потому что
для ребенка учеба – это ведущая деятельность, и
неудачи в этой сфере, невозможность
соответствовать требованиям учителя – главный
фактор стресса.
Отдельный большой разговор – о раннем,
форсированном начале обучения. Если это делается
жестко, то развитие тормозится. Вообще развитие и
учение – это разные подходы к организации
дошкольного, да и начального школьного этапа в
жизни ребенка.
Нельзя сегодня сказать, что все существующие
методики и технологии адекватны возрастным
возможностям ребенка. А ведь учитель должен еще
учесть индивидуальные особенности развития
каждого. Причем он не должен каждый раз что-то
изобретать, а технологии работы с каждым
ребенком должны быть у него на вооружении. Детей
с проблемами в обучении сейчас в начальной школе
60%. Важно отметить, что это не дети с задержками
психического развития, не дети интеллектуально
несостоятельные, не дети с нарушениями в
развитии – это обычные дети массовой школы. Но
все они по-разному созревают, у них разный
биологический возраст к началу учебы. У них
по-разному сформированы базовые функции, на
которых строится обучение: речь, мышление,
восприятие, моторика. У детей может быть разная
стратегия деятельности, медленный или быстрый
темп. Есть дети леворукие и дети часто болеющие.
Учитель все это должен знать и иметь технологию
работы со всеми этими группами детей. Фактически
надо работать индивидуально. Например, у каждого
ребенка может быть рабочая тетрадь, сделанная
именно под его трудности. Пока такие технологии
только нарабатываются. А это, пожалуй, главный
арсенал учителя. Когда каждый учитель будет
владеть этими технологиями, можно будет говорить
о том, что есть здоровьесберегающие методики
обучения. Пока учитель работает с классом из 30
человек фронтально, многие дети, каждый по своей
причине, будут неизбежно оказываться в ситуации
тяжелого стресса.
Просвещение родителей – это большой резерв
укрепления здоровья школьников. На это
направлена серия брошюр «Азбука здоровья и
развития».
В Академии повышения квалификации работников
образования возникла идея организовать
факультет повышения квалификации по комплексной
программе здоровьесбережения. Там смогут
повышать квалификацию учителя независимо от
того, физики они или химики, математики или
литераторы – каждый учитель должен пройти такой
курс. Всем нужны азы возрастной физиологии,
здоровьесберегающие принципы организации
учебного процесса, спецкурсы по работе с детьми,
имеющими трудности в обучении.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|