Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

В школе все – от размера парты, интенсивности освещения до методики преподавания – должно соответствовать возрастным особенностям ребенка, а если смотреть глубже, то и особенностям каждого конкретного ученика.
“Здоровьесберегающие технологии” – это словосочетание стало модным в последние годы. Но понимают под этим очень разные вещи. Порой, называясь школой здоровья, администрация просто внедряет универсальную программу, рекомендованную министерством.
Институт возрастной физиологии РАО на основе материалов мониторинга здоровья детей и анализа работы школ разработал рекомендации по комплексной и системной работе в школе, направленной на создание условий для сохранения и укрепления здоровья учеников.
У этой работы есть несколько направлений: обеспечение безопасной школьной среды; организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью; использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников; правильная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы; специальная работа по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни; взаимодействие с медицинскими учреждениями, анализ состояния здоровья и учет его результатов в работе.
Каждая школа может выделить именно то, что важно конкретно для нее.
Сегодня о направлениях здоровьесберегающей педагогики рассказывает директор Института возрастной физиологии, член-корреспондент РАО Марьяна Безруких.
Людмила РЫБИНА

Опасные методики

Работая с куском металла, специалист должен знать все его свойства: при какой температуре он плавится, при каких условиях удастся соединить его с другим металлом. Работая с ребенком, учитель далеко не всегда знает его особенности и откровенно считает несущественными его состояния…

Больше 20 лет Институт возрастной физиологии занимается школьными факторами риска, которые приводят к ухудшению психического и физического здоровья детей. Первый из них – это стресс. Он может быть связан с трудностями взаимодействия с учителем или с конфликтами между сверстниками. Бывает, учитель занимает такую позицию, что нетерпимость детей только усиливается, и ребенка, по каким-то причинам не принятого в коллективе, доводят до тяжелейших неврозов.
Есть интересные данные, которые были получены не в специальном исследовании, не намеренно, а как побочный результат длительного исследования в одной экспериментальной школе. Изучалось здоровье детей в динамике учебного года. На протяжении четырех лет начальной школы наблюдались дети четырех классов, четырех учителей. Потом эти же учителя снова взяли первые классы, и снова четыре года велись наблюдения. Классы были достаточно ровные по готовности детей к школе, по социальному статусу семей и т.д. Программы и требования были также одинаковыми – традиционные. Но, ведя учет текущей заболеваемости, исследователи обнаружили, что в классах одной учительницы заболеваемость в три, а в некоторые годы – в пять раз выше. Учительница, у которой заболеваемость была выше, оказалась самой жесткой, бескомпромиссной, авторитарной. У нее все должно было быть образцовым. У нее же был и самый большой отсев. Дети не выдерживали, родители переводили их в другие школы. Но учительница объясняла это повышенными требованиями и тем, что ребенок не справляется. Исследователи отметили, что количество замечаний у этого педагога доходило до 28 за урок. Ученики постоянно были в ситуации напряжения. Отсюда – заболеваемость: защитные силы организма в таких условиях снижаются, и в более слабом месте происходит сбой. Таким образом, влияние системы отношений учителя к детям на здоровье последних – это реальный факт. Если учитель понимает, какую цену организм ребенка платит за успех в учебе, он, возможно, постарается помочь ему жить без лишнего напряжения, быть в работоспособном состоянии.
Можно сказать определенно, что сегодня ребенок платит максимально и за удачу, и за неудачу. Как это ни абсурдно, но цена за неудачу – еще больше. Вместо того чтобы расти и развиваться, детский организм истощается. Увеличивается число хронических заболеваний, нарушений психического здоровья.
Вот данные по заболеваемости детей 1-х и 10 классов в течение учебного года. В конце первой и второй четвертей и в феврале в разных школах, в разных регионах страны зафиксированы пики заболеваемости. А ведь это самые напряженные периоды учебного года.
Первый фактор, ослабляющий детское здоровье, – это стресс, второй – неадекватные возможностям детского организма методики. Вот простой, но наглядный пример: проверка скорости чтения с секундомером. Эта методика доводит детей до заикания, до тяжелейших неврозов, до пореза лицевых мышц. Физиологически она не оправдана никак, требование читать со скоростью сто-сто двадцать слов в минуту – просто абсурд. Мало того что артикуляционные мышцы у многих детей в начальной школе еще не развиты, но есть же еще и уши. А слуховой анализатор – и у взрослого тоже – не воспринимает информацию со скоростью больше 80 слов в минуту. Не для того же ребенок читает вслух, чтобы научиться быстро губами шевелить, а все-таки для того, чтобы воспринять и осознать информацию. При скорости больше 80–90 слов в минуту часть информации теряется. Не воспринимается. Это явно здоровьенарушающая методика. Для ребенка, у которого не получается это цирковое представление, цейтнот создает страшный стресс. А ощущение неудачи убивает мотивацию учения. Ни в одном инструктивном письме нет и не было никогда требования читать быстрее, чем 80–90 слов в минуту.
Представим себе идеальную школу, где есть центр здоровья. Оборудованный физкультурный зал. Умно построенные программы формирования ценности здоровья. Но учитель или завуч начальной школы садится и с секундомером проверяет скорость чтения. Все. Все старания идут прахом, потому что для ребенка учеба – это ведущая деятельность, и неудачи в этой сфере, невозможность соответствовать требованиям учителя – главный фактор стресса.
Отдельный большой разговор – о раннем, форсированном начале обучения. Если это делается жестко, то развитие тормозится. Вообще развитие и учение – это разные подходы к организации дошкольного, да и начального школьного этапа в жизни ребенка.
Нельзя сегодня сказать, что все существующие методики и технологии адекватны возрастным возможностям ребенка. А ведь учитель должен еще учесть индивидуальные особенности развития каждого. Причем он не должен каждый раз что-то изобретать, а технологии работы с каждым ребенком должны быть у него на вооружении. Детей с проблемами в обучении сейчас в начальной школе 60%. Важно отметить, что это не дети с задержками психического развития, не дети интеллектуально несостоятельные, не дети с нарушениями в развитии – это обычные дети массовой школы. Но все они по-разному созревают, у них разный биологический возраст к началу учебы. У них по-разному сформированы базовые функции, на которых строится обучение: речь, мышление, восприятие, моторика. У детей может быть разная стратегия деятельности, медленный или быстрый темп. Есть дети леворукие и дети часто болеющие. Учитель все это должен знать и иметь технологию работы со всеми этими группами детей. Фактически надо работать индивидуально. Например, у каждого ребенка может быть рабочая тетрадь, сделанная именно под его трудности. Пока такие технологии только нарабатываются. А это, пожалуй, главный арсенал учителя. Когда каждый учитель будет владеть этими технологиями, можно будет говорить о том, что есть здоровьесберегающие методики обучения. Пока учитель работает с классом из 30 человек фронтально, многие дети, каждый по своей причине, будут неизбежно оказываться в ситуации тяжелого стресса.
Просвещение родителей – это большой резерв укрепления здоровья школьников. На это направлена серия брошюр «Азбука здоровья и развития».
В Академии повышения квалификации работников образования возникла идея организовать факультет повышения квалификации по комплексной программе здоровьесбережения. Там смогут повышать квалификацию учителя независимо от того, физики они или химики, математики или литераторы – каждый учитель должен пройти такой курс. Всем нужны азы возрастной физиологии, здоровьесберегающие принципы организации учебного процесса, спецкурсы по работе с детьми, имеющими трудности в обучении.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru