РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
К вопросу о школьной форме
Через несколько месяцев завершится
очередной учебный год. Впереди – новый, и у
родителей уже сейчас возникает вопрос: в форме
или в обычной одежде отправлять ребенка в школу?
Министерство
образования РФ совместно со средствами массовой
информации провело в 2001/02 учебном году
социологическое исследование по вопросу
целесообразности введения школьной формы. Были
опрошены сами учащиеся, их родители, учителя и
представители школьной администрации.
Результаты анализа полученной информации
показали, что большинство опрошенных считают:
школьная форма приучает к определенному порядку,
дисциплинирует, дает возможность осознать себя
учеником и частью единого коллектива. За
введение школьной формы высказались:
38% – обучающихся,
100% – руководителей общеобразовательных
учреждений,
91% – учителей,
78% – родителей.
При этом все участники
общеобразовательного процесса ратовали за
льготное или бесплатное финансирование
приобретения школьной формы.
В новейшей истории России вопрос об
обязательности ношения школьной формы решался
неоднозначно. Так, в Уставе средней
общеобразовательной школы, одобренном
постановлением Совета Министров СССР от 8
сентября 1970 года (раздел III. Учащиеся), было
зафиксировано, что для учащихся
общеобразовательных школ устанавливалась форма
одежды, утвержденная Советом Министров союзной
республики.
Согласно разделу 4 Временного положения о
государственных общеобразовательных учебных
заведениях в РСФСР, утвержденного
постановлением Совета Министров РСФСР от 23
февраля 1991 года, решение об установлении
необходимости и вида ученической формы принимал
совет общеобразовательного учреждения.
С принятием Закона Российской Федерации “Об
образовании” в 1992 году ношение школьной формы
никакими нормативными документами не
регламентировано.
Введение формы для учащихся относится к
компетенции самого образовательного учреждения.
Это предусмотрено статьей 32 Закона Российской
Федерации “Об образовании” и в обязательном
порядке должно быть зафиксировано в школьном
уставе или в другом локальном акте,
регламентирующем деятельность образовательного
учреждения.
Вопрос введения школьной формы для учащихся школ
может быть рассмотрен органами управления
образовательного учреждения (совет школы,
родительский комитет, классное, общешкольное
родительское собрание, попечительский совет).
Как правило, образцы школьной формы утверждает
совет школы.
Безусловно, при обсуждении данного вопроса
должны учитываться материальные затраты
малообеспеченных семей.
Окончательное решение принимается по соглашению
большинства родителей учеников при условии
определения источников дополнительного
финансирования для обучающихся из
малообеспеченных семей и внесения
соответствующих дополнений или изменений в
устав школы.
Наиболее целесообразно введение так называемого
рамочного варианта школьной формы, когда ее
стиль и фасон лишь в общем виде определяются
органом общественного управления школы, а сама
форма самостоятельно приобретается или шьется
каждым из родителей индивидуально (частным
образом). Это позволяет избежать
централизованных заказов и закупок, при которых
нередко цена продукта мало соответствует его
качеству.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|