ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Среди всех человеческих одиночеств,
человеческих несвобод эта – самая безвозвратная
и бесповоротная. Замкнутость, закрытость в
отмеренных тебе сроках, в частной судьбе, в
частных обстоятельствах. Современная эпоха,
хищная потребиловка, вообще на редкость жестокий
тюремщик. Она, вдавливая нас в погоню за
сиюминутным комфортом, нет, не за насущным хлебом
(если бы!), а за пресловутым качеством жизни,
хочет, требует, чтобы мы вообще забыли, что до нас
другие люди рождались, умирали, печалились, были
счастливы. Боится, еще до конца не уверенная в
своем арсенале прельщений, что иные пройдут мимо
ее дешевых плодов, ее картонных благ, хищно
поедающих личное время всех и каждого.
Однако культура для того и дана, чтоб умножить
свой единичный опыт на чужой, встречный, более
универсальный. Уже смолкли голоса, люди лежат в
земле, семейные вещи распроданы с аукционов –
или, напротив, люди живы, но мало кто хочет их
выслушать. Но, слава Богу, существует письмо,
возможность передать не только информацию, но и
интонацию написанным словом. Воспоминания
других помогают нам обрести собственное прошлое
и собственное настоящее, увидеть
свою эпоху как этап большого исторического
движения, осознать укорененность, неслучайность.
Все мы иногда, как маленькие дети, задумываемся: а
зачем мы пришли в этот мир, если в нем так много
несообразностей и страданий, а стоит ли нам
продолжать этот путь из поколения в поколение?
В лучших из воспоминаний, где так причудливо
сплетены свет и тени жизни, скрыт ответ на этот
вопрос.
И не случайно последние десятилетия по всей
Европе и в Америке публика все меньше читает
романы и все чаще мемуары. История набирает ход,
все больше и больше людей, даже чисто
арифметически, топчут землю, и в их судьбах
становится все больше и больше сюжетов. К чему
придумывать беды и тяготы, радости и приключения,
характеры и страсти, если рассказ о реальной
личной истории подчас позволяет даже дальнему
человеку преодолеть непонимание и
растерянность.
Несколько обзоров и отрывков, которые мы
публикуем на этой полосе, относятся к
счастливому разряду сочинений на тему «И всюду, и
всегда жизнь». Этой невзыскательной морали,
возможно, не в любых обстоятельствах хватает для
обретения смысла, но зато она способна утешить и
приободрить странствующего во времени, то есть
каждого из нас.
Путь на сербскую войну
Это воспоминания совершенно особого
рода. Мы к ним еще не привыкли. Михаил Поликарпов
рассказывает о русских добровольцах в Сербии. И
это тоже часть нашей истории, которой мы будем
гордиться лет через тридцать–сорок, когда
политика отступит, Россия, Бог даст, выздоровеет,
и вернется понимание. Мы еще помним, чем
единственным был оправдан Вронский у Льва
Толстого.
Прощальное напутствие было кратким.
Через улицу или другой открытый участок, где
работает снайпер, лучше перебегать первым. В
атаку идти – где-то в середине. Всем страшно, но
все идут. Не высовывайся, не лезь поначалу под
пули – так месяца через четыре боев можно стать
нормальным бойцом. Вот и все. Это и есть краткая
мудрость, квинтэссенция их боевого опыта. Мне
надо добраться до Еврейской Гробли (Еврейского
кладбища) в Сараево, где сейчас находится Русский
добровольческий отряд, недавно потерявший в бою
своего командира – Александра Шкрабова.
Белград меня удивил – я попал в какой-то рай
после Москвы образца 1994 года. На огромных
стеклянных витринах ювелирных магазинов не было
решеток. В городе жили нормальные люди – там
совсем не было “качков”, ставших неотъемлемой
частью пейзажа брутальной, воровской Москвы.
Боже, куда я попал?! Позже я узнал, что Югославия
прежде была полицейской страной и весь
преступный мир работал под полицией. В киоске я
купил пару югославских газет – по-моему,
“Политику” и “Борбу”. Незнакомый до того
сербский язык становится понятным – как будто я
его вспоминаю. Хм, никакой националистической
истерии в прессе, анализ войны очень взвешенный и
толковый. Как во мне просыпается понимание
сербского? Генетическая память – или языки
настолько родственны, что все очевидно по
контексту? Автобус уносил меня в Сараево –
дорога от Белграда заняла восемь часов. Из
динамика льется сербская мелодия, в которую
прочно въелись мусульманские мотивы, – мне она
не нравится. Один из пассажиров – молодой парень
с оторванной по плечо левой рукой. Из разговора я
понимаю, что это – результат ранения. Мост через
Дрину у Зворника охраняла не только полиция, но и
несколько противотанковых ежей. Они эффектно
показывали, что здесь заканчивается мир и
начинается война. Но зачем они тут? Не понимаю. На
память приходит один из тезисов ислама, делящий
землю на поле меча и поле мира.
Жребий брошен. Рубикон перейден, здесь он носит
название Дрины – после очередной проверки,
объясняя полиции, кто я и куда еду, называю имя
Славки Алексича (командира отряда в Сараево); на
вопрос: “Четник?” – отвечаю: “Четник”, сажусь в
автобус – и вот я там. Слово “четник” является
нам обоим понятным, четко и ясно объясняющим,
зачем и куда я еду. Какой-то пассажир спрашивает:
“Рус?” – “Рус”. “Брача” (брат), – почти
шепотом, с каким-то благоговением произносит он.
Вот она – Босния. Жадно вглядываюсь в окружающие
картины. Пограничный город Зворник. Страна
встречает меня руинами домов. Они завораживают
взгляд. Постепенно поднимаемся все выше и выше –
вокруг заросшие смешанным (хвойно-лиственным)
лесом горы, равнина Дрины мелькнула быстро и
незаметно. Поражает воздух – своей чистотой.
Вдали в дымке синеют вершины. Какие красивые
пейзажи! Растоптанный рай...
…Опять в окно вдали мелькнуло Сараево. Вот
остановка, по-моему, моя. Я выхожу. С небольшим
волнением вдыхаю воздух. Воздух войны, чистый и
прозрачный, он немного пьянит. Осматриваюсь.
Внизу раскинулся город, вокруг – горы. Кто где,
неясно. Сербы мне поясняют, как пройти к русским.
…Наконец я вышел к нужному дому – ориентиром мне
послужила песня Александра Розенбаума, по-моему,
его “казачьей” серии. Под крышей висит черный
флаг с черепом – здесь штаб четнического отряда,
командир которого – Славко Алексич. На крыльце
навалена гора из ковров. На самом доме три
черно-белые листовки. Взгляд задерживается на
одной из них... Фото усатого мужчины в берете.
Майор Войска Республики Сербской. Александр
Шкрабов... 1954–1994... Смертью храбрых... На соседнем
листке – Анатолий Астапенков... 1968–1994...
Одногодок... Мне сюда. Вот она – база русских
добровольцев. Трехэтажный дом по улице Охридская
врезан в крутой склон горы Дебелло-Брдо, так что
окна на юг, в сторону улицы (и высоты) имеет лишь
верхний этаж. Окна двух других этажей выходят
только в небольшой садик. То, что дом повернут
практически “спиной” к горе – я потом понимаю –
и сыграло свою роль в выборе его как штаба –
Дебелло-Брдо контролируется мусульманами. Кричу:
“Есть тут кто?” Навстречу выходит, тяжело
поднявшись по лестнице, обнаженный по пояс
невысокий усатый парень в камуфляжных штанах. На
белой груди, контрастной с загорелым лицом, –
большой крест на черном шнурке. Вот он, первый
русский доброволец, которого я вижу в Боснии.
Василий, так он представился, приглашает меня в
дом. Я спускаюсь по узким цементным ступенькам в
полуподвальный этаж дома – в комнате два дивана,
круглый стол. На стене висит РПК – ручной пулемет
Калашникова с деревянным прикладом и без сошек,
на комоде лежит какая-то деталь от гранатомета.
Интерьер очень оживляет гроздь боевых гранат,
свисающая с люстры. Вскоре в дом заваливает
шумная компания, в массе своей – в зеленой
униформе. Тут не все – часть на Олово, на
“положаях”. Я сначала не понимаю, где это и что
значит “олово”. Никаких “шварценеггеров” не
видно – так, обычные парни среднего роста и
телосложения, три человека в синих джинсовых
куртках. Люди возбужденно обсуждают проблемы
постановки мин, точнее – борьбы с ними. Они
сыплют незнакомыми терминами – “кукуруза”,
“паштет”. В этом слэнге мне знакома только
“растяжка”. Вторая тема – доброволец Крендель
попал сегодня под обстрел снайпера. Удачно, пули
прошли мимо, пару раз выбивая искры и крошево из
асфальта совсем близко от него. Крендель – это
невысокий курчавый парень в рубашке и джинсах, он
в Боснии дольше всех – с девяносто второго. Я
замечаю, что люди в униформе также различаются –
тут находятся и два наших ооновца. Унпрофоровцы,
как их здесь зовут. Офицер, капитан Олег, сегодня
устраивал тренировку-соревнование с французами
по разминированию. Похоже, что он выиграл – нашел
и разминировал все, что поставили натовские
коллеги. Добровольцы рассказывают историю
появления здесь ковров. Где-то в конце мая они
провели хулиганскую операцию, совершив дерзкий
налет на ковровую фабрику, находящуюся на
нейтральной территории в Сараево. Мусульмане
такой наглости не ожидали и “проспали” рейд, но
русские смогли проникнуть на заминированную
фабрику и даже вывезти на грузовике хранившиеся
там ковры. В тот же вечер я “приявился” –
зарегистрировался. Получил новенький карабин
СКС югославского производства, который и стал
очищать от смазки. Такой карабин зовется
“папавка”, официальная же марка – М59/66. Раньше
дел я с ним не имел. Знакомый мне автомат
Калашникова дали через пару дней. Знаю, читатель
прокомментирует – “повысили”…
По книге “Жертвоприношение. Откуда у
парня сербская грусть?”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|