"ОТКРЫТЫЙ УРОК"
Честное слово – живое слово!
Третья Московская школьная
конференция “Языкознание для всех” была
посвящена самой неожиданной и для учителей, и для
филологов теме: “Язык и политика”. А как
отнеслись к этой теме дети?
Московская городская
научно-практическая конференция “Языкознание
для всех” прошла 27 февраля уже в третий раз. И
снова – в гимназии № 1541, где работает ее главный
организатор и вдохновитель Ольга Евгеньевна
Дроздова. Но, похоже, стены гимназии уже
становятся тесны для этого мероприятия. Вот что
говорит сегодня Ольга Евгеньевна: “С каждым
годом участников конференции становится все
больше, и организаторы волнуются: чтобы
поддерживать высокий уровень работ, структуру
мероприятия придется совершенствовать.
Семьдесят семь докладов на десяти секциях – это
много. Предварительный отбор участников уже
необходим”.
Чем же вызван интерес школьников к
языковедческим исследованиям? Как объяснить
этот лингвистический бум в среде подростков? За
ответами мы пошли на конференцию: посмотрели,
послушали, поговорили… И многое стало понятным.
Магистральное течение конференции
“Язык и политика” было подробно расписано в
программе, которую получили все пришедшие:
работа по секциям, лингвистическая игра
“Грамотей”, “круглые столы”, награждения и
выступления ученых. Форма традиционная. А вот дух
другой, свежий.
Юные докладчики не умничают – рассказывают о
проведенных наблюдениях по темам, которые
избрали. Например, “Язык политического слогана”
(Ю.Шиллинг, № 1513), “Приметы языкового
манипулирования в предвыборных материалах”
(Д.Торгашов, № 1502), “Формирование имиджа
политических партий средствами СМИ” (А.Чиж, №
1306)… Анализируют личные сайты политиков, сайты
политических изданий, подшивки журналов,
переписку исторических деятелей, рекламу,
телепрограммы. Заметно: наблюдений больше, чем
обобщений, сомнения формулируются чаще, чем
решения, а если вопрос задали очень трудный,
незнание никого не смущает: “Жаль, что я этого не
знаю… Да, наверное, вы правы”.
Восьмиклассники Саша, Стас и Сергей сидят в
холле. Они не участвуют в работе секций.
“Почему?” – “Вообще-то участвовать предлагают
всем. В этом году участвовать захотели те, кто
интересуется языком и политикой. На будущий год
будет другая тема – язык и история, тогда будут
участвовать другие”. – “Что вы тут делаете?” –
“Помогаем своим, поддерживаем. Ведь докладчики
из нашего класса проводили исследования с нами,
раздавали тесты, делали выводы. Интересно, что у
них получится”.
В самом деле, что может получиться у школьников
6–11 классов, взявшихся анализировать язык
политики? Вот и член жюри, кандидат
филологических наук К.М.Герасимова говорит: “Я к
этому скептически отношусь, это конкурс учителей
и школ, а не детей. Был на нашей секции очень
хороший доклад, но он совсем не детский”.
Значит, бал правят взрослые? С этим
вопросом обращаюсь к разным людям. О.Е.Дроздова:
“Учитель не может быть компетентен во всех темах
– он ищет материал и его решение вместе с
учеником, растет с ребенком. Многим родители
помогают в подготовке. И что в этом плохого? Если
шестиклассник с большой помощью мамы или учителя
что-то подготовил, прочитал дополнительную
литературу, освоил – это то, чего мы хотим: он в 9
классе сделает все сам!”
Не участвующая в конференции учительница из
Новопеределкинской школы: “Я тут приобретаю
опыт, слушаю доклады. Дети – молодцы, красиво
говорят. Когда начинается обсуждение доклада,
сразу видно, как человек владеет материалом. Ведь
вопросы звучат и на иностранных языках, если
доклад сделан на материале другого языка!”
Аня Александрова: «Моя тема – “Отражение
политических реалий в американском английском”.
И конференция – прекрасная возможность
пообщаться на тему. Больше узнать. Расширить
сознание. Я послушала доклад об австралийском
английском, мне интересно, могут ли говорящие на
этих языках понять друг друга. Главное, жюри
очень заинтересованное: они тоже хотят все
понять».
Человек по имени Толя: «Я специально пришел сюда
задавать докладчикам вопросы, чтобы поставить их
в неудобное положение. И никто не ответил так, как
мне хотелось. И вот мой вопрос: “Как можно
придать официальный статус русскому языку в
других странах, какими средствами?” На будущий
год я обязательно буду участвовать в
конференции!»
Иван
Филиппов: “Я в состоянии ожидания. Но как бы ни
решилась участь моего доклада, мой интерес к
языку вырос буквально в течение этого дня”.
Елена Яковлевна Шмелева, старший научный
сотрудник Института русского языка, член жюри:
“Доклады детей живее и интереснее, чем
выступления взрослых. В них меньше штампов,
избитых приемов. Говорят непосредственно, очень
часто выносят неожиданные и здравые оценки. А
есть просто очень серьезные исследования.
Некоторые работы можно поставить в пример моим
аспирантам!”
Да, оказывается, ученическая научная конференция
в равной мере необходима и детям, и ученым.
Доктора наук Ю.Е.Прохоров и А.Д.Дейкина,
профессора Д.Б.Гудков и Л.В.Дудова, знаменитый
методист Н.В.Ладыженская и не менее известные
сотрудники РАО, НИИРО, АПКРО пришли сюда не в
качестве “свадебных генералов”. Ими движет
потребность пообщаться со школьниками, и уже
одно их присутствие создает на конференции
по-настоящему творческую атмосферу: “Один такой
день стоит двадцати уроков. Ни в каком другом
виде деятельности дети не получают такого
энергетического заряда. Это тот уровень, на
котором работаешь еще долго после конференции”,
– говорит директор гимназии № 1541 Татьяна
Ивановна Филолеева.
Но еще более удивительно то, что почти никто из
участников не собирается связывать свою жизнь с
лингвистикой или филологией. Вот характерный
ответ: “Меня зовут Владимир Мизин, мне 12 лет. На
конференции я первый раз и обязательно буду
участвовать дальше. Я изучаю биологию. Но
элементы языка напоминают мне живые существа,
они тоже постоянно мутируют. В общем, живые
системы, мне интересно”.
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|