Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Латавра ДУЛАРИДЗЕ,
Тамара ДУЛАРИДЗЕ

Нашествие хоббитов и варваров

Толкиеновский король, окольцованный “Оскарами”

КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ”

КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ”

«Оскар» – шутливое прозвище приза Американской киноакадемии, небольшой желтой статуэтки мужчины, прикрывающего обеими руками диафрагму, то есть место, где согласно некоторым средневековым знатокам помещалась душа и которое так чувствительно к ударам, смене температуры и любому волнению. Символизирует ли «Оскар» избавление от всех этих напастей для его счастливого обладателя, но несомненно, что премия по прозвищу «Оскар» имеет значение еще и некоей расстановки вешек по-над размываемой временем картой кинематографа.
Как бы то ни было, этот маленький идол исправно собирает публику на свои именины, празднества с жертвоприношениями, ритуальными песнями и плясками.
«Оскар» мог возникнуть только в том мире, в котором с детства знакомо понятие «первый ученик». Не просто отличник, которых может быть много или хотя бы несколько, а именно первый ученик. При этом первым учеником может оказаться кто угодно. Интрига присуждения «Оскаров» заключается именно в этой поэтапно подготовленной необязательности и неотвратимости выбора.
«Оскар» этого года можно назвать мультипликационным, и не потому, что в фильме Питера Джексона «Властелин колец. Возвращение короля», получившем премию по 11 номинациям, 1490 планов с компьютерными эффектами, а потому, что множительные технологии и компьютерная анимация вымышленных существ, псевдомифология и разнообразные «новые хронологии» с их параисторией и парагеографией вытесняют не только собственно кино, но и собственно мифологию, историю и хронологию.
Но вопрос не столько в том, какая картина скосила весь урожай «Оскаров», сколько в том, какие фильмы проиграли в сравнении с ней.
«Таинственная река» Клинта Иствуда была отмечена премиями по важным номинациям – за лучшие мужские роли – главную Шону Пенну и второстепенную Тиму Роббинсу, но режиссер полной драматизма американской саги, высоко оцененной европейской публикой, для соотечественников остался не до конца понятым.
София Коппола, дочь Френсиса Форда Копполы, сыгравшая роль дочери Майкла Корлеоне в «Крестном отце-III», стала первой номинированной женщиной-режиссером за лучшую режиссуру. Но ее картина «Трудности перевода», несмотря на оригинальную, изощренную режиссуру, получила только вполне допустимый женский приз за сценарий.
Даже в пятерку номинированных не вошел классический вестерн Кевина Костнера «Вольный простор» – фильм о том, из чего и с какими потерями вырастали американские ценности и американское благополучие.
Обошел «золотой парень» и точнейшую, тончайшую работу оператора и художника в фильме дебютанта Питера Веббера «Девушка с жемчужной серьгой».
В этом году победило последовательное и трудолюбивое разрабатывание компьютерной имитации. Полчища персонажей, у каждого из которых при этом «индивидуальное» лицо и свой характер, встретились с полчищами фанатов толкиенизма. И сразу возник круг зрителей со своего рода сектантским синдромом: «Кто не знает Толкиена, не поймет фильма». Тем самым обозначив иллюстративную функцию фильмов о властелине колец. И вызывая всякие смешные ассоциации. Например, с Федором Шаляпиным, тот долго терпел какого-то мелкого чекиста, любителя выпить изготовленной великим артистом картофельной водки. Каждый раз, напившись, чекист задирал Шаляпина, мол, все вы – контра, вам нас не понять. Пока не получил ответ: «Да кто ты такой, чтоб тебя понимать? Я Шекспира понимаю!»
Не отдали ли американские академики свои голоса за глобализацию против американизма, который сейчас сильно не в моде?
«Оскар» в этом году подвел многих почитателей и постоянных адвокатов американского кино. То, в чем десятки лет обвиняли Голливуд, – всеядность, навязывание американского образа жизни, система звезд, система американских (а значит, общечеловеческих) ценностей, актуальность, ангажированность, конъюнктурность, оказались в демонстративном пренебрежении на вручении в этом году. Как заметил комментатор, отмечая главное достоинство фильма-победителя «Властелин колец. Возвращение короля», коллективу удалось создать достоверный в своей замкнутости мир. Это знаменательные слова. Они имеют отношение к состоянию сегодняшнего кино во всем мире. Это констатация того, что такие фильмы, как «Властелин колец», не являются каналами общения, а только экранируют некую завершенную в своей замкнутости игру.
Сказка и вымысел, фантазия и пророчество всегда были частью кинематографического репертуара. Но «Властелин колец» замкнул эту цепочку, эту цепь познания мира, на себе. И теперь вы можете войти в этот мир, судить его по его законам или оставаться в своем, но эта граница закрыта.
Если бы этот фильм получил все «Оскары» в области технических достижений, но разделил бы остальные с просто игровыми художественными фильмами, а их достоинства даже в ходе церемонии неоднократно были очень высоко оценены, это бы и выглядело обычной рабочей ситуацией, каковой на самом деле является премия Американской киноакадемии – ежегодный смотр достижений американского кинематографа.
Был же в истории «Оскара» великий кинематографист Мaриан Купер, получивший премию не как актер или режиссер, а как изобретатель трюков и технических приспособлений, но прежде всего как человек, придумавший и создавший гигантскую обезьяну по имени Кинг-Конг. И Питер Джексон с группой вполне заслуживают награды за изобретательность. Однако столь исключительное положение, в котором оказались «Кольца», наводит на подозрение о синдроме некоего общественного аутизма.
Да, «Оскары» 2004 года разочаровали, практически «пойдя все к одному фильму». Но не вызвали отчаяния. Во-первых, как заметил Робин Уильям, на второй день тебя еще поздравляют, но через неделю уже никто не помнит. Этот пышно отмечаемый «годовой отчет» бывает разным. И когда говорят, что «Властелин колец» повторил рекорд «Бен-Гура» и «Титаника», надо бы добавлять, что «Бен-Гур» практически так никогда и не сошел с экранов, а награждение «Титаника» уже признают самым несправедливым в истории «Оскара». Время обычно само открывает истинную ценность награды. Но уже сегодня наводит на размышление, что главный победитель не получил ни одной награды за актерские достижения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru