Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Урок под диктовку вуза

Ресурсы профилизации в Нижнем Новгороде… исчерпаны! К такому выводу пришли исследователи ульяновского центра “Регион”. И вот почему...

Нижегородская область испытала две волны профилизации школ. Первая связана с деятельностью бывшего губернатора Бориса Немцова, который старался внедрить в своем регионе новые формы образования, в частности навести мосты между школами и вузами.
Вторая волна возникла после того, как Министерство образования заявило об эксперименте по профильному обучению. Основной способ создания профилей остался тем же, что и при Немцове: заключение договоров с вузами.
Ульяновский научно-исследовательский центр “Регион” провел в Нижегородской области исследование, которое выявило несколько болевых точек вузоориентированной профилизации.
Первая проблема вытекает из того, что вузы далеко не всегда хотят сотрудничать со школой.
Правда, тут на помощь школе приходят чиновники. Используя административные рычаги, руководители облоно и гороно добиваются того, чтобы в их регионе была хотя бы одна школа, имеющая договор с вузом.
Но при этом возникает другая проблема: вынужденное сотрудничество выливается в чисто формальные вещи. Обычно вуз предлагает школе наименее затратные формы дополнительного образования: заочную и дистанционную. А если представитель вуза приезжает непосредственно в школу, часто это оказывается не профессор и даже не обычный преподаватель, а аспирант или студент старшего курса.
В самом Нижнем Новгороде договоры с вузами сегодня имеют 70 процентов школ. Директора стремятся каждый класс сделать профильным с прицелом на определенный факультет одного из вузов-партнеров (если их несколько). Лучше, конечно, если это будет факультет более престижного вуза.
Родителям девятиклассников совсем не безразлично, от какого вуза будет специализированный 10 класс. Нередки случаи, когда родители настаивают на смене вуза или на заключении договора с еще одним высшим учебным заведением.
Но нельзя сказать, что директора охотно идут на это. Каждый новый вуз для школы – это новые условия сотрудничества, в том числе изменение учебного расписания, системы оплаты за дополнительные услуги. Обычно на простраивание отношений с вузом у школы уходит 3–4 года.
К тому же, начиная сотрудничество, вузы предъявляют жесткие требования школе. Вузовские преподаватели не хотят работать с тремя – пятью учениками. Их условие: должна быть сформирована группа в количестве 20–30 человек.
Директора с 4–5 классов начинают вести подготовительную агитационную работу среди школьников, чтобы через несколько лет набрать требуемое число детей и создать специализированный класс от какого-либо вуза.
Больше всего трудностей возникает у сельских школ. Во-первых, далеко не каждый вуз согласится посылать своих преподавателей в район (есть районы, до которых от Нижнего Новгорода на поезде ехать восемь часов). Во-вторых, очень сложно набрать 20 человек, когда в школе всего семь одиннадцатиклассников.
Выбор профиля, подчеркивает заместитель директора НИЦ “Регион” Евгения Лукьянова, как правило, определяется тем, какой вуз соглашается на сотрудничество со школой.
Еще один недостаток профилизации – низкая школьная мобильность российских детей. Профилизация подразумевает, что ребенок может выбрать любой профиль в любой школе и перейти туда. Исследование показало, что только 10 процентов одиннадцатиклассников переходят в другие школы, чтобы готовиться к поступлению в конкретный вуз. Дети говорят, что им легче остаться в школе, даже если существующий там профиль их не привлекает, чем перейти в другую школу, в которой есть более интересный профильный класс, потому что своя школа при переходе в специализированный класс устраивает только обычный конкурс документов. А если ученик захочет пойти в соседнюю школу, ему придется выдержать экзамен (мест, на которые берут учеников других школ по результатам собеседования, в профильных классах обычно бывает не больше 5–6). Кроме того, в родной школе у детей есть друзья, знакомые учителя.
Есть примеры, когда дети знают, что будут поступать на специальность не по профилю, но продолжают учиться в этом профильном классе и одновременно ходят на подготовительные курсы в выбранный вуз.
Авторы исследования пришли к выводу, что хотя Нижний Новгород – большой город, в котором много высших учебных заведений, возможности вузов по расширению сотрудничества со школами фактически исчерпаны. Только филиал Высшей школы экономики активно развивает сеть базовых школ. Другие вузы заключили по 10–15 договоров со школами и, как говорится, остановились на достигнутом. Им больше не нужно. Самые крупные сети существуют у Нижегородского государственного лингвистического университета и Технического университета – по 60 школ. Но руководители обоих вузов заявляют, что это предел, они намерены не расширять, а скорее сокращать свои сети.
В итоге перед школами Нижнего Новгорода, которые не имеют договоров с вузами (а таких школ в этом городе 30 процентов), встает вопрос: как проводить профилизацию, есть ли для этого другой способ?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru