Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Почему среди школ преобладают “диспетчеры”?

Сейчас я учусь в 8 классе, а в будущем хочу стать ветеринаром, так как очень люблю животных и не могу без них жить, люблю наблюдать и ухаживать за ними.
Я учусь только на “четыре” и “пять”, но в 9 классе нам предстоит сдавать экзамены.
На сдачу экзаменов нам разрешают выбрать два любых предмета. Я со многими людьми советовалась, какие предметы лучше выбрать, чтобы потом мне было легче пойти учиться на ветеринара. Все говорят, что биологию и химию.
Но у нас в школе учительница биологии и химии постоянно кричит на парней нашего класса и мало времени уделяет уроку. Мне кажется, ей безразлично, понимаем мы предмет или нет. Постоянно приходится самой изучать темы. Наш класс большой – 29 человек, четыре хорошиста, и очень трудно заниматься, особенно по биологии и химии. Парни всегда шумят на уроках.
В 9 классе большинство учеников уйдут из школы, и дальше будет легче учиться, но мне как-то надо будет сдать экзамены. Я думаю, что можно заниматься самой (читать книги, делать записи, покупать книги с заданиями и т.д.), но я не знаю, с чего начинать.

Наташа Л.,
ученица 8 класса
Пермская область

Большинство школ сегодня не оказывает детям практически никакой помощи в решении задачи самоопределения. Такой вывод напрашивается из результатов исследования, проведенного красноярским центром “Институт психологии и педагогики развития” совместно с гимназией “Универс”.
Что же выявили красноярские ученые? Вначале они по-
пробовали классифицировать старшие школы по их внутреннему устройству. Выделились три типа школ.
Первый тип получил условное название “посредник”. Организация учебного процесса здесь напоминает профильное обучение. Но не в том его варианте, когда существуют, к примеру, отдельные физматклассы или вся школа является математической, а в том, когда ребенок сам простраивает свой образовательный маршрут.
Школы-посредники отличает широкий спектр всевозможного выбора, который предоставляется детям.
Скажем, в некоторых школах детям говорят: вы все должны пройти базовый минимум, например, математики, но в рамках базового курса вы можете выбрать учителя. И таких точек, где ребенок имеет право заявить о собственном выборе, в школе очень много. Эти точки касаются в том числе форм прохождения учебного материала, форм аттестации.
У школ-посредников есть еще одна важная особенность: с ребенком, который сделал выбор, договариваются, иногда даже в форме письменного документа, о том, что он обязуется сделать для достижения своей цели.
Естественно, при этом само содержание инициативы ребенка сохраняется в неприкосновенности. Но если, заявив о желании стать журналистом, ребенок выберет углубленный курс математики, с ним непременно обсудят, с какой перспективой он связывает этот выбор.
Второй тип школы назвали диспетчером. В школах-диспетчерах у детей тоже может существовать выбор, но сугубо формальный. К примеру, если спросить, какой же выбор есть у ребенка, окажется, что “в школе два класса: математический и физический. В 9 классе ученики проходят тестирование, по результатам которого составляются предварительные списки маткласса и физ-
класса.
Здесь никто не заботится о том, чтобы обсудить с учеником его жизненные перспективы.
Принцип функционирования третьего типа школ выражается во фразе: “Все, что находится за пределами уроков, – не наша забота”.
Показательно, что процент поступлений в региональный университет у выпускников школ-посредников в пять раз больше, чем у школ второго типа, и в 25 раз больше, чем у школ, которые ориентированы исключительно на учебную программу.
Из двадцати одной школы, в которых проводилось исследование, только две вошли в группу посредников. Оставшиеся 19 школ были либо диспетчерами, либо урокодателями. Причем четыре школы из этой выборки участвуют в эксперименте по введению профильного обучения.
Комментируя этот факт, председатель экспертно-аналитического совета гимназии “Универс” Павел Сергоманов сказал: “Ход профилизации на местах зависит от менеджерского потенциала школы. А фактически сегодня субъектность и ответственность школы не замечаются. Часто директору спускают директиву: делай то-то и то-то. Если же он пытается возразить: я не могу это делать, родители возмутятся – следует простой ответ: ничего, сделаешь.
В Англии директорам школ дается дополнительный ежемесячный отпуск на исследование. У нас же о дополнительном отпуске можно только мечтать. Курсы повышения квалификации в малой степени опираются на опыт передовой практики и современный менеджмент. Директоров недостаточно учат, как вести профилизацию, как работать с общественностью, как выделить область изменений, как определить и измерить результаты...”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru