ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА
Почему среди школ преобладают
“диспетчеры”?
Сейчас я учусь в 8 классе, а в будущем
хочу стать ветеринаром, так как очень люблю
животных и не могу без них жить, люблю наблюдать и
ухаживать за ними.
Я учусь только на “четыре” и “пять”, но в 9
классе нам предстоит сдавать экзамены.
На сдачу экзаменов нам разрешают выбрать два
любых предмета. Я со многими людьми советовалась,
какие предметы лучше выбрать, чтобы потом мне
было легче пойти учиться на ветеринара. Все
говорят, что биологию и химию.
Но у нас в школе учительница биологии и химии
постоянно кричит на парней нашего класса и мало
времени уделяет уроку. Мне кажется, ей
безразлично, понимаем мы предмет или нет.
Постоянно приходится самой изучать темы. Наш
класс большой – 29 человек, четыре хорошиста, и
очень трудно заниматься, особенно по биологии и
химии. Парни всегда шумят на уроках.
В 9 классе большинство учеников уйдут из школы, и
дальше будет легче учиться, но мне как-то надо
будет сдать экзамены. Я думаю, что можно
заниматься самой (читать книги, делать записи,
покупать книги с заданиями и т.д.), но я не знаю, с
чего начинать.
Наташа Л.,
ученица 8 класса
Пермская область
Большинство школ сегодня не оказывает
детям практически никакой помощи в решении
задачи самоопределения. Такой вывод
напрашивается из результатов исследования,
проведенного красноярским центром “Институт
психологии и педагогики развития” совместно с
гимназией “Универс”.
Что же выявили красноярские ученые? Вначале они
по-
пробовали классифицировать старшие школы по их
внутреннему устройству. Выделились три типа
школ.
Первый тип получил условное название
“посредник”. Организация учебного процесса
здесь напоминает профильное обучение. Но не в том
его варианте, когда существуют, к примеру,
отдельные физматклассы или вся школа является
математической, а в том, когда ребенок сам
простраивает свой образовательный маршрут.
Школы-посредники отличает широкий спектр
всевозможного выбора, который предоставляется
детям.
Скажем, в некоторых школах детям говорят: вы все
должны пройти базовый минимум, например,
математики, но в рамках базового курса вы можете
выбрать учителя. И таких точек, где ребенок имеет
право заявить о собственном выборе, в школе очень
много. Эти точки касаются в том числе форм
прохождения учебного материала, форм аттестации.
У школ-посредников есть еще одна важная
особенность: с ребенком, который сделал выбор,
договариваются, иногда даже в форме письменного
документа, о том, что он обязуется сделать для
достижения своей цели.
Естественно, при этом само содержание инициативы
ребенка сохраняется в неприкосновенности. Но
если, заявив о желании стать журналистом, ребенок
выберет углубленный курс математики, с ним
непременно обсудят, с какой перспективой он
связывает этот выбор.
Второй тип школы назвали диспетчером. В
школах-диспетчерах у детей тоже может
существовать выбор, но сугубо формальный. К
примеру, если спросить, какой же выбор есть у
ребенка, окажется, что “в школе два класса:
математический и физический. В 9 классе ученики
проходят тестирование, по результатам которого
составляются предварительные списки маткласса и
физ-
класса.
Здесь никто не заботится о том, чтобы обсудить с
учеником его жизненные перспективы.
Принцип функционирования третьего типа школ
выражается во фразе: “Все, что находится за
пределами уроков, – не наша забота”.
Показательно, что процент поступлений в
региональный университет у выпускников
школ-посредников в пять раз больше, чем у школ
второго типа, и в 25 раз больше, чем у школ, которые
ориентированы исключительно на учебную
программу.
Из двадцати одной школы, в которых проводилось
исследование, только две вошли в группу
посредников. Оставшиеся 19 школ были либо
диспетчерами, либо урокодателями. Причем четыре
школы из этой выборки участвуют в эксперименте
по введению профильного обучения.
Комментируя этот факт, председатель
экспертно-аналитического совета гимназии
“Универс” Павел Сергоманов сказал: “Ход
профилизации на местах зависит от менеджерского
потенциала школы. А фактически сегодня
субъектность и ответственность школы не
замечаются. Часто директору спускают директиву:
делай то-то и то-то. Если же он пытается возразить:
я не могу это делать, родители возмутятся –
следует простой ответ: ничего, сделаешь.
В Англии директорам школ дается дополнительный
ежемесячный отпуск на исследование. У нас же о
дополнительном отпуске можно только мечтать.
Курсы повышения квалификации в малой степени
опираются на опыт передовой практики и
современный менеджмент. Директоров недостаточно
учат, как вести профилизацию, как работать с
общественностью, как выделить область изменений,
как определить и измерить результаты...”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|