ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА
Горящие мосты профилизации
Выбор, который появляется, и выбор,
которого на самом деле становится все меньше
Прошло полгода с начала эксперимента по
введению профильного обучения в школе. Итоги,
даже предварительные, подводить конечно же рано,
но уже можно говорить о некоторых тенденциях,
которые стали отчетливо видны.
Первое, что замечается, так сказать,
невооруженным глазом, – это слабая готовность
большинства школ к переходу на профильное
обучение.
В школах нет или почти нет подготовленных к
профильному обучению учителей, отсутствует
необходимая материальная база. Активность
руководителей школ во многом определяется
запросами родителей, большинство которых от
среднего образования ожидают сугубо формального
результата – поступления в вуз (в какой именно –
вопрос вторичный).
В этой ситуации последствия стремительной и
“всеобщей” профилизации (с 2005 года в
соответствии с планом министерства) могут, мягко
говоря, разойтись с целями, которые заявлены в
концепции профильного обучения. Что же
происходит на местах?
Чем больше мы узнаем о ходе эксперимента, тем
очевиднее становится пестрота и разнообразие
подходов к введению профильного обучения в
разных школах и регионах. Школам предоставлено
широкое пространство выбора форм и методов
профилизации, и отдельные школы активно этим
пользуются, причем используют не только готовые,
рекомендованные министерством, но зачастую
создают свои оригинальные методические
разработки. Особенно много интересных инициатив
в таких регионах, как Тольятти, Самара, Кемерово,
Калининградская область.
Но при всем разнообразии существуют общие
тенденции, и они вызывают больше опасений, чем
оптимизма.
Типичная картина, когда все или почти все
элективные курсы строятся на основе предметного
знания. В пред-
профильных 9 классах дети продолжают овладевать
все теми же ЗУНами, как правило, не получая опыта
практической деятельности.
Профильные школы, как правило, специализируются
на определенной направленности профилей:
естественно-научной, экономической, юридической,
гуманитарной… Каким будет следующий шаг –
нетрудно предугадать: сосредоточение наиболее
сильных учителей-предметников в школах
соответствующего профиля. Последствия тоже
очевидны: школа, например, с математическим
профилем будет стараться уже с начальных классов
уделять особое внимание детям с выраженными
математическими способностями и гораздо
меньшее, скажем, литературно одаренным ребятам.
Куда может привести такая профилизация?
Зачастую, создавая профили, школы ориентируются
на вуз, с которым удалось установить партнерские
отношения. Причем каждый профиль, как правило,
нацелен на конкретный факультет одного из
вузов-партнеров.
Не надо быть специалистом Министерства труда,
чтобы понять, что эти факультеты охватывают
только небольшую часть существующих профессий.
Кому-то повезет: ученик обнаружит в себе
склонность к профильной специальности, и
академическая успешность позволит ему
продолжить обучение по профилю. Но вот вопрос:
разве низкие оценки в девятом классе –
достаточное основание, чтобы кто-то решал за
человека: этот профиль не для тебя? И еще: какое
решение примут в конце девятого класса ученики,
которые хотели бы связать свою жизнь с другими –
“не-
профильными” профессиями? И что решат те, кто еще
не определился в выборе профиля? Куда они пойдут:
в один из профильных классов? В
общеобразовательный класс? Ясно же, что в случае
выбора профиля ребенка ждет накатанная
образовательная колея с большой вероятностью
поступления в вуз на выходе. А в случае выбора
общеобразовательного класса вырастает риск
отстать от самоопределившихся сверстников и
провалить вступительные экзамены в вуз.
Теоретически можно попробовать перейти в другую
школу. Но решатся ли дети пойти туда, где еще
предстоит выдержать конкурсный отбор и
ограничено количество свободных мест? И если
возникнут колебания, то что перевесит: желание
найти себя в любимом деле или страх перед
неопределенностью будущего? И кто это будет
решать чаще всего – родители или
девятиклассник?..
Вопросы почти риторические. И администрация
наиболее профилированных школ уже видит
блестящие перспективы для своего учебного
заведения: небывало высокий процент выпускников,
поступивших по профилю. Только назовем вещи
своими именами: это не индивидуализация и не
социализация, а грубый стрессовый отбор.
И наконец, самое печальное: подавляющее
большинство школ ориентировано на самый простой,
если не сказать примитивный вариант
профилизации – создание профильных классов. При
этом перейти в другой профиль, если, предположим,
ребенок понял, что он совершил ошибочный выбор,
возможно только в первое полугодие в 10 классе.
Затем переход будет крайне затруднен.
По сути, школа предлагает детям несколько
достаточно жестко простроенных образовательных
траекторий, вместо того чтобы учить ребенка
самому выстраивать содержание своего
образования. А ведь сегодня именно это умение
необходимо для социальной успешности. Динамика
социальных изменений такова, что специалистам
приходится постоянно учиться и переучиваться,
работать на стыке разных областей, овладевать
новыми профессиями.
Кроме того, жесткий вариант профилизации
противоречит научным знаниям о человеке. Любой
психолог скажет, что возраст 15–16 лет для
большинства детей – это время проб и поиска себя
в разных видах деятельности, а не начало
углубления в какую-либо узкую знаниевую или
профессиональную сферу.
Конечно, это пока только тенденции, которые могут
возобладать, а могут уступить место другим
процессам. Есть как минимум три очень непростых и
ключевых для будущего профильного обучения
вопроса.
Как предоставить реальные шансы на получение
высшего образования всем детям, в том числе тем, у
кого посредственные учебные успехи в основной
школе по причине медленного личностного
развития и формирования осознанного отношения к
учебе либо по причине того, что принятая в школе
система обучения не соответствует личностным
особенностям ребенка, либо из-за неблагополучной
ситуации в семье, либо по любой другой причине?
Как сделать так, чтобы профильность в школах
основывалась на разнообразии культурных
практик, а не только на предметном знании?
Будет ли сохранена свобода для инициативы школ,
стремящихся создать все условия, чтобы дети
могли выстраивать собственные образовательные
маршруты, в том числе комбинируя предметы
различных профилей?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|