ПОВЕСТКА ДНЯ
Министерства образования больше
нет
Есть Министерство образования и науки
С министерствами и вправду обошлись как
с органами – хирургически. Президент издал указ
«О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти». От Министерства труда и
социального развития отрезали социальное
развитие и пришили его Минздраву. Министерство
транспорта срастили с Министерством связи. А
некоторые просто поименовали иначе – так,
например, из Министерства культуры получилось
Федеральное агентство культуры.
Министерство образования под ампутацию не
попало, наоборот, к нему прикрепили науку,
оставшуюся от «разукрупненного» Министерства
промышленности и науки. Итак, теперь ведомство,
по которому мы все проходим, называется
«Министерство образования и науки». Возглавил
его Андрей Фурсенко – бывший и.о. министра
промышленности и науки, ученый и экономист.
Многие сразу задались вопросом: какие перемены
ждут образование? Сможет ли новый министр
детально вникнуть в нужды столь далекой для него
сферы – сферы школьного образования?
Неожиданный ответ на этот вопрос дал
премьер-министр Михаил Фрадков. «Мы стараемся не
терять опытные кадры», – сообщил он журналистам
и объявил, что большинство экс-министров
останутся работать в своих ведомствах – в
качестве первых замов, курирующих вопросы,
которыми они занимались ранее.
Теперь нам придется привыкать ставить приставку
«зам» к должности Владимира Филиппова – первый
заместитель министра образования и науки, если
быть точным.
Это значит, что в школьных делах вряд ли стоит
ожидать каких-то изменений.
Единственное, что может косвенно, но серьезно
повлиять на общеобразовательную школу, – общее
усиление позиций в рядах министерства школы
высшей. Фурсенко – человек научный, а значит,
вузовский. И вполне вероятно, что он будет
смотреть на школу, считая по ступеням
образования, сверху вниз.
Впрочем, Андрей Фурсенко известен еще и как
экономист, специалист по инновациям. И если он
захочет применить этот свой опыт на посту
министра образования и науки, система
образования, вполне возможно, выиграет.
Посмотрим.
ФУРСЕНКО Андрей Александрович
Родился 17 июля 1949 г. в Ленинграде.
Женат, имеет сына.
Образование:
1966–1971 – Ленинградский государственный
университет, математико-механический факультет,
защитил диплом по механике.
1978 – Ленинградский политехнический институт,
аспирантура, степень кандидата
физико-математических наук.
1990 – Ленинградский государственный технический
университет, степень: доктор
физико-математических наук.
Работа:
1970–1991 – Физико-технический институт им.
А.Ф.Иоффе Академии наук СССР, научный сотрудник –
заведующий лабораторией, заместитель директора
по науке.
1991–1992 – Центр перспективных технологий и
разработок, вице-президент.
1992 – ноябрь 2001 – Региональный фонд
научно-технического развития Санкт-Петербурга
(РФНТР), генеральный директор.
С 2001-го – председатель научного (экспертного)
совета Фонда «Центр стратегических разработок
“Северо-Запад”», руководитель проекта
“Институты развития инновационной экономики”.
29 ноября 2001 года назначен заместителем министра
промышленности, науки и технологий РФ.
С июня 2002 года – первый заместитель министра
промышленности, науки и технологий Российской
Федерации.
С октября 2003 года – исполняющий обязанности
министра промышленности, науки и технологий РФ.
Основная деятельность и достижения:
Имеет более 100 научных работ в российских и
зарубежных научных журналах.
Участвовал в создании первой в России
некоммерческой неправительственной организации
поддержки научно-технической сферы – РФНТР.
В 1995 г. на базе РФНТР был создан первый в России
Инновационный технологический центр (ИТЦ), в
котором было размещено 25 производственных фирм.
Объем инвестиций в инфраструктуру составил
около 2 млн долларов США.
В 2000 году при участии А.Фурсенко был создан
Венчурный инновационный фонд (ВИФ) – первый в
России фонд фондов.
ТЕСТ ДЛЯ МИНИСТРА
Многих интересует, что думает новый
министр о самых насущных проблемах образования.
Сам Фурсенко говорит пока, что в деле образования
разбирается слабо. Но по некоторым темам он готов
обозначить свою позицию уже сейчас:
Статус учителя
“Люди, которые создают знания и используют их
для подъема экономики, должны жить достойно. Наша
задача – создать условия”.
Единый экзамен
“Эксперимент, который идет по стране, показал
плюсы единого экзамена. Но я большой противник
жестких рамок. Одним гаечным ключом все гайки не
открутишь”.
Реформа образования
“Интеллектуальная экономика – это в первую
очередь вызов системе образования, довольно
инерционной системе. И подготовка большого числа
необходимых специалистов, что связано с
радикальной реформой образования, – первый по
важности глобальный вызов”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|