КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Ольга Остроумова:
«Я всегда хотела быть просто женщиной, просто
актрисой»
– Ольга Михайловна, почему актеры
часто говорят: “Я служу в театре”?
– Это действительно служение. Репетируешь
порой без сна, без отдыха. Этому вся жизнь
подчинена.
– А как вы думаете, похожи миссии актера и
священнослужителя?
– Может, это кощунственно прозвучит, но для меня
– да. Вообще актерство – это какая-то миссия. У
всех она проявляется по-разному. Вот, например, я
записала песню Высоцкого. И восприняла это как
миссию: почувствовала, что должна была это
сделать. Я не была знакома с Владимиром
Семеновичем, но мне захотелось как бы прилюдно
поклониться ему, вот я и записала песню, даже
напросилась сама. И так же с театром: каждый выход
на сцену – часть этой большой миссии. А иначе
нечего делать в театре.
– Я недаром спросил о схожести миссий
священнослужителя и актера. Я прочитал, что была
такая деревня под Бугурусланом, где протоиереем
был Алексей Петрович, ваш дед. И вы в детстве все
лето проводили возле церкви. На вас повлияло это
очень редкое по тем временам церковное
воспитание?
– Особого церковного воспитания не было, просто
вся атмосфера вокруг была насыщена добром, летом,
детством, провинциальным маленьким городком. Мне
жалко детей, выросших в больших городах. Для меня
провинциальный город – это воспоминание на всю
жизнь, фундамент, на котором я стою. Вечереет, чай
на веранде, флейты, звуки духового оркестра из
городского сада. Вот молодежь сейчас не понимает,
что такое вечереет, а я помню: еще не вечер, только
сумерки. Хорошо!
– Чеховское что-то…
– Не знаю, просто мне казалось, что тогда все мы
были счастливы.
– А вы не расцениваете как знак свыше, что
родились в праздник Рождества Пресвятой
Богородицы?
– Было бы самонадеянно говорить: да, расцениваю.
Но тем не менее мне это очень приятно. Это
накладывает на меня какую-то ответственность.
– Слышал, что существует книга, написанная в
двух экземплярах вашим отцом Михаилом
Алексеевичем об истории рода. Это правда?
– Да, но только она написана не в двух, а в четырех
экземплярах, по числу детей. Чтобы мы не забывали
своих бабушек, прадедушек. Ведь наш
священнический род издалека идет. Называется эта
замечательная книга “Исповедь пасынка века”.
Там очень много того, чего я раньше не знала.
Только будучи взрослой, узнала, сколько пережили
мама и папа. Иногда говорят, что сейчас ужасное
время. Да, оно, наверное, в чем-то ужасное, но то,
что пережили мои мама и папа, дедушка с бабушкой,
на мою долю пока, слава Богу, не выпало.
Однажды я опрометчиво сказала: “Дай Бог мне
пережить все, чтобы стать хорошей актрисой!”
Может, это было под впечатлением книжки
Комиссаржевской, где она говорит, что только
тогда можно стать хорошей актрисой, когда много в
жизни переживешь. Но потом, когда я родила, я
испугалась. Теперь говорю себе: пусть идет, как
идет. (Смеется.)
– Правда ли, что ваш отец сам сделал лодку, в
которой вы ходили по реке Кинель?
– Не только лодку, он сам сделал рояль!
Представляете: совсем маленькое село на Урале –
и рояль! Он был самоучкой, играл на пианино, на
скрипке, он сделал лодку, они с мамой сшили
палатку, и мы плыли по реке Кинель, которая
впадает в Самарку, а Самарка – в Волгу. Это то, что
не просто помнится, а сидит в душе. Это нельзя
вынуть из меня. Причем папа никогда не делал
что-то назидательно, просто он всем наслаждался
– и закатом, и рассветом, – поселял нас в
гармонию и счастье.
– Теперь мы плавно переходим к вашей
профессии. Стаж вашей актерской работы, если
календари не врут, больше 40 лет.
– Да? Я не считала. Не многовато ли? Люди подумают:
сколько же ей лет?! (Смех.)
– Я имею в виду роль Луны в пионерском
лагере.
– Боже мой, вы и это знаете! Сколько лет прошло.
Да, это была роль Луны, причем на телевидении, в
прямом эфире. Может быть, у меня была физиономия
такая круглая, что мне ее предложили. (Смех.) Мне
было лет 13.
– А народ считает, что первым вашим фильмом
был “Доживем до понедельника”.
– Действительно, “Доживем до понедельника” был
первый фильм. А “Луна” была в Куйбышеве: был
такой театр “Спутник” на Куйбышевском
телевидении, ребяческий молодой театр. Мы,
по-моему, там всего один спектакль поставили. Что
касается “Доживем до понедельника”, то я тогда
очень удивилась, что меня пригласили на роль
самой красивой девочки класса. У нас были в
классе и покрасивее.
– Это правда, что в ГИТИСе вам однажды
сказали, что у вас внешность героини, а голос
травести?
– Да, тогда он был такой, а сейчас нет. Тогда я
комплексовала.
– Как вам удалось преодолеть этот комплекс?
– Курить начала, к сожалению.
– Что, специально?
– Да. Потом бросила, потом опять. Это, конечно,
безобразие, курить не надо.
– У вас никогда не было комплекса
провинциалки в Москве?
– А он у меня и сейчас есть. Москвичи мне казались
и богаче, и свободнее. У меня не было никогда
самомнения, я всегда себя занижала. Может, это
плохо, но это уже другой разговор. Меня очень
любила худрук курса Варвара Алексеевна Вронская.
Она меня поддержала. Если ко мне относятся
доброжелательно и дружелюбно, могу расцвести до
очень одаренной. (Смех.) Режиссер должен любить
тебя и внушить, что только ты можешь сыграть эту
роль. Для меня главный подарок всегда – только
теплое слово.
– Недавно вы наконец появились в кино в
хорошем фильме “Дни ангела”. А до этого не
снимались лет пять. Почему?
– Не предлагали. Но я по этому поводу и не
страдала, мне хватало и театра.
– Неужели совсем не хотелось?
– Роли такой не было, чтобы захотелось. Смотрю
иногда фильм по телевизору и думаю: хотела бы я
здесь сняться? И себе же отвечаю – нет!
– Вы где-то сказали, что никогда не гнались
за количеством ролей.
– Я больше отказывалась, чем снималась. Это
правда. Но вот некоторое время назад приглашения
посыпались одно за другим. И все хорошие
сценарии. В последнее время снялась на студии
Довженко у режиссера Вячеслава Криштофовича, у
которого снималась лет 25 назад. Было несколько
сериалов на RenTV и CТС.
– Слышал, что вы посмотрели недавно “А зори
здесь тихие” и ужаснулись. Я в недоумении: чему
вы там могли ужаснуться? По-моему, это такой
фильм, который до сих пор “стреляет в сердце”.
– Ужаснулась, потому что сложно смотреть свои
фильмы: вижу, сколько я там актерских ошибок
наделала. Можно было мощнее сыграть.
– В прессе писали, что после “Зорь” вы стали
культовой актрисой. В чем это проявлялось?
– Я не стала культовой актрисой, может быть, из
меня хотели ее сделать. Надо было где-то
выступать, я от этого отбрехивалась как могла.
(Смех.) Я человек не очень общественный. Вообще я
люблю говорить от своего имени, а не от имени
всех. Потому что у каждого есть свое мнение. Я
хотела быть просто женщиной, просто актрисой.
Любить, растить детей, играть разные роли.
– И все же однажды, когда вы приехали в Китай,
вас встречали китайские дети, и у них на
рубашечках были некие значки.
– Это было очень смешно. Значки были типа
октябрятских, а на них не Ленин, не Мао, а моя
Женька Комелькова из “Зорь”! Вообще Китай – это
особая статья. Я ни в одной стране, даже у себя
дома, не ощущала такой популярности. Там каждый
мне был знаком. Я заходила в любой отель, и
служащий с порога говорил: “Женя, здравствуйте,
входите!” Меня узнавали буквально с порога. Вот
там я была культовая фигура, как “седая девушка”
из их древнего эпоса. (Смех.)
– Вы всегда говорили, что вам хотелось быть
актрисой без амплуа. Разве это возможно в
принципе?
– Наверное, невозможно, но мне хотелось. Хотя у
меня, конечно, есть свои рамки. Но на этот счет
есть замечательная фраза – “энергия
заблуждения”. Вот эта энергия заблуждения может
подвигнуть на решение очень важной задачи. У меня
было желание играть разные роли, и я играла такие.
Никогда после какого-то фильма я не играла
подобную же роль в другом. После Жени Комельковой
меня приглашали играть такой же характер. Я
отказывалась. Я искала совершенно другое.
Сыграла Маню Полеванову из “Любви земной”.
Кому-то этот фильм нравится, кому-то нет, но она у
меня получилась другая. Потом мне захотелось еще
чего-то совсем другого, и я сыграла в “Василии и
Василисе”. Энергия заблуждения мне помогала, и я
искала противоположные по характеру роли. В
театре, например, я играла “Вдовий пароход”, мы
даже не гримировались, речь там шла о пятерых
женщинах, живущих в коммуналке. После этого я
сыграла Елену Тальберг и Эмму Бовари.
– У вас вообще странные привязанности в
искусстве: вы любите и Эдит Пиаф, и Лидию
Русланову, то есть на первый взгляд абсолютно
творчески несовместимых людей.
– Для меня они абсолютно совместимы. Это великие
певицы, актрисы, только одна на своей почве,
другая – на своей.
– А в литературе есть какие-то предпочтения?
– Я, наверное, неоригинальна: люблю тех, кого все
любят. Люблю Цветаеву, Ахматову, Пастернака,
Мандельштама. Я попыталась в свое время
разобраться в Бродском. Сначала он кажется
сложным, но в его стилистику надо войти, тогда все
оказывается просто и замечательно.
– Вначале вы упомянули Владимира Семеновича
Высоцкого. Трудно было решиться спеть и записать
на диск его песню?
– Есть такое мнение, что петь песни Высоцкого не
надо больше никому, кроме него самого. Но я не
думаю, что это так. Песни надо петь всем. Вот я
открываю окно на Арбат и слышу, что кто-то ночью
поет его песни, и мне это очень приятно. Пусть
поют, песни для того и пишут, чтобы их пели. Другое
дело, что петь его трудно. Но мне показалась, что
ту песню, которую я попробовала спеть и записала,
он нечасто пел сам. (“Песня о Земле”. – П.П.) Мне
она показалась колыбельной на развалинах. И я
подумала, что вот в Чечне сейчас все в развалинах,
а все равно мать прижимает дитя к себе, и это уже
какая-то надежда. Песня об этом. Кроме того, она
сливается с моим мироощущением, что жизнь
неостановима, какие бы люди ни были сумасшедшие.
Природа мудрее нас всех, вместе взятых.
– Хочу вспомнить вехи вашей творческой
жизни, на заре которой, как известно, случился
ТЮЗ. Сыграли ли вы там что-то солидное или это
были в основном детишки да зверушки?
– Я сыграла там свою первую характерную роль.
Кстати, к разговору об амплуа: я выпускалась из
института как лирическая героиня. Но мой
однокурсник Юра Еремин поставил в ТЮЗе “Позднюю
любовь” Островского. Там есть и голубая героиня,
и коварная разлучница. Я играла коварную. Мне
было интересно, это было ново. В ТЮЗе тогда играли
замечательные актрисы: Лия Ахеджакова, Инна
Чурикова, Тамара Дегтярева и даже Инна Гулая.
Репертуар был хороший. Зайчиков и лисичек я, к
несчастью, не играла, это очень хорошая школа для
актера.
– И что потом привело вас на Малую Бронную?
– Из ТЮЗа ушел один из моих учителей – Павел
Хомский, его в Театр Моссовета пригласил Юрий
Александрович Завадский. С его уходом началась
какая-то другая репертуарная политика. И Андрюша
Мартынов – тоже однокурсник и партнер по
“Зорям” – переманил меня на Бронную. Конечно,
мне было интересно, ведь там работали Анатолий
Васильевич Эфрос, Александр Леонидович Дунаев,
это был очень интересный театр.
– Я где-то прочитал такую фразу:
“Театральный мир Эфроса оказался генетически
близким, единственно возможным, естественным для
Остроумовой”. Это действительно так?
– Близким, но не только мне. Я-то как раз была там
сбоку припеку. Сыграла в двух спектаклях Эфроса и
очень рада, что прикоснулась к его театру.
– Вернемся к вашему амплуа, или скорее к его
отсутствию. Мне кажется, при выборе ролей вы
всегда бросались в крайности.
– Старалась. Но я с очень большим сомнением
бралась, например, за мадам Бовари, потому что не
очень понимала эту женщину, не знала, как я буду
играть такой тип женщины. Можно было оправдать
то, что она не любит мужа, а хочет любви. Но там
была сцена, когда она отталкивает ребенка. Для
меня это было невероятно, я не представляла себе,
как это можно сделать. Но оттолкнула.
– По поводу Бовари вы сказали в одном
интервью, что интересно открывать в себе то, чего
боишься. Какая-то загадочная фраза.
– Есть актеры, которые любят играть такие роли,
чтобы зритель их воспринимал как замечательных,
положительных людей и любил их за это. Я же
старалась играть очень разных, а получалось, что
я все равно играла что-то одно. Другое дело, что
Эмма у меня получалась не противная, ее не
ненавидели, а жалели. Но в этом виновата моя
энергетика.
– А чего же вы боялись в ней?
– В человеке есть все, я в этом всегда была
уверена. Другое дело, позволяем ли мы вытаскивать
это из себя или нет. Есть какие-то табу или
запреты. Ну а в Бовари нужно было вытащить все,
даже ненависть к собственному ребенку. Бовари
мешал весь мир, пока эта женщина, которая хотела
любить, не нашла такого человека.
– Кто из двух прекрасных дам вам ближе: Эмма
или Елена Тальберг из “Белой гвардии”?
– Для меня ближе “Белая гвардия”. Я люблю
Булгакова не просто как читатель. Он для меня как
будто очень хороший знакомый, даже друг, пусть он
этого и не знает. И поэтому все его люди (не
хочется говорить – персонажи) замечательные, и
играть их просто наслаждение. А Елена Тальберг,
на мой взгляд, совершенно удивительный человек.
Она… просто счастье.
– Она вам близка по своим душевным порывам?
– Да, близка! Но это будет очень самонадеянно. Не
доросли мы до этих людей. Они замечательные, они
воспитаны в традициях. У них есть незыблемые
принципы: люди так воспитаны, что нельзя солгать,
нельзя украсть. Честь превыше всего. Этим они и
отличаются от нас, а в остальном – ничем. И
напиваются они в каких-то серьезных ситуациях, и
нервы у них сдают, но не предать, защитить слабого
– для них это был закон жизни.
– Но и для вашей семьи, наверное, это тоже был
закон?
– Конечно. Но мы все равно в другое время
воспитаны. У нас в семье никогда не говорили о
национальностях, я даже не знала, что есть разные
национальности. Различали людей так: этот
хороший, добрый человек, а тот – “не наш”. Вот и
все.
– Мне кажется, что вы всегда боитесь
наигрыша: лучше недоиграть, чем переиграть.
– Это правда, я боюсь наигрыша. Ведь наигрыш –
это притворство в профессии, это просто дурной
вкус.
– Вы однажды сказали, что работаете трудно. В
чем это выражается?
– Раньше мне казалось, что я легкая в работе и в
жизни. А режиссеры говорят, что трудная. Не
потому, что капризная, а потому, что не хочу
оставлять пустых мест в роли.
– А открытая эмоция не мешает искренности?
– Нет, одно другому не противоречит совершенно.
Вот, например, Раневская в “Вишневом саде” – вся
на открытых эмоциях. То же было и в Глафире,
которую я играла в “Волках и овцах” на Малой
Бронной. Там для меня был настоящий фейерверк
эмоций.
– Раневская стала одной из самых
значительных ваших ролей в последние годы. Вы
трудно шли к ней?
– Чехова я любила всегда, и все говорили, что я
чеховская героиня. Но до “Вишневого сада” ни
разу не сыграла его ни в театре, ни в кино. Но, как
видите, справедливость торжествует, хотя и
слишком поздно. (Смех.) Это шутка, конечно, потому
что роль, наверное, моя. Я трудно шла к ней, да и
все шли к этому очень трудно. Мы очень долго
репетировали, а когда долго репетируешь в своем
собственном клубке, начинаешь в трех соснах
путаться. Мне сделали упрек: написано –
“комедия”, а ты играешь слишком драматически.
Обычно играют французскую изысканную даму, она
приезжает сюда и смотрит на все, как иностранка. А
про мою роль какой-то критик сказал, что это
“самая русская Раневская”. А какая она должна
быть? Да, она пять лет прожила за границей, но она
здесь родилась, здесь выросла! Она русская всей
душой – со своей бесшабашностью, со всеми
чертами, присущими русскому человеку. И с
индивидуальными, которые присущи только ей,
очень эгоистическими.
– Ваша Раневская эгоистична?
– Сами смотрите: она вышла замуж в первый раз не
за дворянина, нарушив все каноны семьи. Я понимаю,
как все были против: и отец, и мать. Ярославская
бабушка ее до сих пор не принимает. Она всегда
была своевольница. Этот “недворянин” пил,
промотал все ее наследство. То есть она жила с
пьяницей. И, как Гаев говорит, вела не совсем
порядочный образ жизни. Потом тонет ее ребенок,
она бросает 12-летнюю дочку и уезжает с любовником
в Париж. Когда я смотрела “Вишневые сады”
раньше, я просто не видела, насколько она сложный
человек. Но я ее оправдываю: она женщина.
– Вам удается найти гармонию в жизни и
совмещать роли матери, жены и актрисы?
– Что касается совмещения, то это действительно
очень трудно. Я уже вспоминала замечательный
спектакль “Вдовий пароход” в Театре Моссовета
– первый спектакль Генриетты Яновской в Москве.
Середина 50-х годов, коммунальная квартира,
женщины, послевоенное нищее время. Приходит
замполит, который помог моей героине на войне, и
спрашивает: “Как живешь, Анфиса?” И я ему
отвечаю: “Хорошо, а куда деваться?!” А он говорит:
“Так и живи!” Это я по поводу совмещения. (Смех.)
Куда деваться, надо совмещать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|