Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЗАПИСКИ НА ЛЕПЕСТКАХ 
 

Роза на все времена

Роза – царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней создалось столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно бы написать целые тома.
Самые первые сведения о розе мы встречаем в древнеиндусских сказаниях, судя по которым она пользовалась в Древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый принесший царю розу мог просить у него все, чего только пожелает.
Ею украшали брамины свои храмы, ею усыпали путь, по которому должны были следовать во время торжественных процессий божества, ею убирали цари свои покои, ею уплачивали дань и царские подати.
Окутав, как дымкой, весь Восток своими сказаниями, роза нашла главный приют себе в древнем Иране, стране персов, поэты которой написали о ее прелести сотни томов.
Слово “гюль”, роза, для перса и особенно для персиянки является очаровательнейшим из слов, и сама Персия у поэтов получила название “Гюлистан” – сад роз. И действительно, здесь всюду розы. Ими переполнены и сады, и внутренние дворы, ими украшены все комнаты, купальни, могилы; без них не обходятся ни одно торжество, ни один праздник.
Розой увлекался, говорят, даже и великий Конфуций, посвящая свою поэзию ее красоте и запаху и воспевая ее как царицу цветов. Говорят также, что из 18000 томов, составляющих библиотеку китайского императора, более 500 трактуют только о розе.
Розовые же лепестки, как рассказывает Плиний, сыграли немаловажную роль и в жизни Клеопатры – они помогли ей убедить подозрительного Марка Антония в искренности ее любви.
Во время дружеских пиршеств, как известно, было в обычае у римлян бросать в вино лепестки из своих венков и вместе с вином выпивать их в знак расположения к тому, кто их бросил. Когда Антоний сделался крайне подозрителен и до того проникся мыслью о вероломстве Клеопатры, что заставлял пробовать все кушанья своего слугу, то последняя, чтобы успокоить его, сделала следующее.
Она приказала опрыскать сильным ядом розы своего венка, и когда Антоний в минуту опьянения клялся ей в своей любви, осыпал розы с ее венка в свою чашу с вином и хотел ее выпить, то она, вырвав спешно у него из рук ее, сказала: “Посмотри, дорогой Антоний, как мне легко было бы от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить!” И, велев привести осужденного на смерть невольника, приказала ему выпить чашу Антония.
Смерть невольника последовала моментально и, как говорят, до того отрезвила Антония, что в благодарность он просил Клеопатру, если только он умрет раньше ее, не забывать постоянно убирать розами его могилу…
Древние греки венками из роз украшали чело богов и венки из роз клали у ног их. Но особенно украшалась ими статуя Венеры: увядшие на челе ее розы считались чудодейственными.
Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим и прижилась там прекрасно. Но чудный цветок этот получил здесь совершенно иное значение. В то время как в Греции у богов он служил символом любви и красоты, а у людей – выражением веселой радости и глубокой печали, у римлян во времена республики он считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния.
Вначале, как сообщает римский писатель Элиан, римские воины, отправляясь на войну, снимали даже шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество, да и вообще в это время она служила эмблемой храбрости. Это был как бы орден, который давался в награду за геройство.
Не таково было значение розы во времена падения Рима. Из царственного цветка она делается цветком забавы пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Теперь ею украшают уж не Венеру-Уранию – богиню честного брака и благословения детьми, а позорную Венеру-Пандемос – богиню чувственной любви.
В это время злоупотребление розой как украшением достигло крайних пределов. Так, например, тщеславный проконсул Веррес, обвинявшийся, как известно, Цицероном в продажности, передвигался по Риму не иначе как на носилках, матрац и подушки которых постоянно набивались свежими лепестками роз, причем он и сам был весь обвит гирляндами из этих цветов.
Вообще у римлян этого времени потребность в розе была так велика, что приходилось привозить розы целыми кораблями из Александрии и Карфагена. В розанные сады превращены были в ущерб хлебным полям самые плодоносные местности Рима, так что большинство благомыслящих людей даже были этим возмущены, и Марциал, например, с горькой насмешкой писал: “Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз”.

В оформлении использованы работы художников-прерафаэлитов Эвелин де Морган, Джона Страдвика, Бёрн-Джонса, Уильяма Морриса, Артура Хьюза


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru