Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЗАПИСКИ НА ЛЕПЕСТКАХ 
 

Фиалки для Жозефины

…Говорят, что фиалки любил несчастный французский король Людовик XVI, прекрасная душа которого имела много сходства с этим скромным цветком; а от него эта любовь перешла и к его наследнику (дофину), который был всегда чрезвычайно доволен, когда мог поднести отцу букет фиалок, выращенных собственноручно.
Но особенно выдающуюся, крайне странную роль сыграл этот цветок в жизни императрицы Жозефины, а также императора Наполеона I, о чем мы позволим себе рассказать несколько подробнее.
Начало этой истории имеет некоторую связь с вышеупомянутой любовью к фиалке дофина.
9 марта 1795 года поздно вечером, так рассказывают в записках некоторые современники, у ворот тюрьмы Тампль, в которой томился заключенный маленький дофин, появилась молодая красивая дама с горшком роскошно расцветших фиалок и просила привратника передать их бедному маленькому царственному страдальцу. Она знала страсть его к этим цветам и хотела обрадовать его, послав ему их как привет весны в стены темницы.
Дама эта была не кто иная, как Жозефина Богарне – будущая императрица французская.
Больной ребенок недолго пережил эту радость и месяц спустя скончался в стенах темницы. Его похоронили ночью, тайком, в одном укромном уголке кладбища св. Маргариты, причем в память того, что ребенок так любил фиалки, какая-то добрая душа посадила эти цветы ему на могилку. Разрастаясь все более и более, они покрывали ее каждую весну сплошным лиловым ковром.
Между тем, встретившись на одном из блестящих балов с восходившим в то время светилом – молодым генералом Бонапартом, Жозефина пленила его своей красотой и своим скромным нарядом. Вместо драгоценных камней, вместо ярких, бросающихся в глаза цветов все убранство ее заключалось лишь в надетой на голову гирлянде из фиалок, да нескольких букетиков этих же цветов, приколотых к груди.
Цветы эти были особенно ценны ей как воспоминание о возвращении ей свободы.
Заключенная, как рассказывают, в начале революции вместе со многими другими невинными жертвами в знаменитую Консьержери, Жозефина ждала казни на гильотине, как вдруг однажды вечером пришла в место ее заключения дочь тюремщика и подала ей букет фиалок.
Неожиданный этот подарок внушил ей надежду, что хлопоты одной высокопоставленной подруги об освобождении ее из заключения, быть может, увенчаются успехом, и она увидела в цветах предвозвестников скорого своего освобождения.
И действительно, предчувствие ее не обмануло. На другой же день она была освобождена.
С тех пор фиалка сделалась для Жозефины символом жизни и счастья.
Страсть ее к этим цветам доходила до крайности. Все платья ее были затканы фиалками, лиловый цвет был ее любимым цветом, живые фиалки служили единственным ее украшением…
9 марта 1796 года, ровно через год после того дня, когда Жозефина принесла бедному дофину фиалки, в здании городской ратуши Парижа происходило торжественное венчание ее с Наполеоном. Опять Жозефина была одета в затканное фиалками платье, опять в руках ее и на груди были букеты из фиалок.
Выходя из ратуши, взволнованная, радостная, она, обратясь к Наполеону, сказала:
– Позволь мне, милый друг мой, всегда носить эти цветы в этот чудный день моей жизни. Пусть они будут каждую весну обновлением нашей любви, нашего счастья.
И Наполеон никогда не забывал этой просьбы. Где бы ни был, Жозефина находила всегда в день своей свадьбы свежий букет фиалок на ночном столике своей опочивальни.
Между тем слава и могущество Наполеона все более и более возрастали, и счастливая звезда Жозефины начала меркнуть. Дорогая для нее рука готовилась нанести ей смертельный удар.
Наступило 9 марта 1808 года. Как нарочно, накануне этого дня умер занимавшийся разведением фиалок дворцовый садовник, а Наполеон ни за что не хотел подарить ей цветы из сада, где был покойник. Но где же было взять других фиалок в это время?
Всюду по Парижу были разосланы им гонцы с приказанием найти во что бы то ни стало фиалки. Но труд напрасный: нигде и ни у кого их не оказалось. Между тем час, когда цветы должны были быть поднесены Жозефине, приближался.
Взволнованный, встревоженный тем, что Жозефина может принять это за предзнаменование угрожающего ей какого-нибудь несчастья, Наполеон покидает дворец и пускается сам на поиски цветов.
Он обходит все улицы, все площади, где продают цветы, но не находит ничего и обдумывает уже, как бы успокоить Жозефину, как, подходя к Лувру, видит у ворот маленькую, совершенно сгорбленную старушку с корзиной, полной прелестных букетиков фиалок. Вне себя от радости он выхватывает у нее лучший букетик, бросает ей горсть золотых и, прежде чем старуха приходит в себя, исчезает.
Торжествующий, он входит к Жозефине и подносит ей букет.
Вспыхнув от радости, Жозефина обнимает Наполеона, благодарит его за труды и целует букет. Но вдруг бледнеет, чувствует себя дурно и, выронив букет из рук, с ужасом восклицает: “Прочь, прочь! Это цветы смерти... Они расцвели на могиле!”
Чтобы успокоить Жозефину, Наполеон посылает за старухой, продававшей цветы. Но все поиски оказываются тщетными: никто ее не знает, никто ее не видал.
Предчувствие, однако, не обмануло Жозефину. Два дня спустя находят старуху, и она сознается, что нарвала эти цветы на чьей-то могиле на кладбище св. Маргариты. Это были как раз цветы Жозефины, подаренные ею дофину.
С этой минуты Жозефина не знает более покоя. Смутное предчувствие чего-то страшного, какого-то неожиданного несчастья всюду преследует ее. И вскоре она узнает о решении Наполеона разойтись с ней и вступить в брак с дочерью австрийского императора Марией-Луизой.
Принужденная расстаться с тем, кого она ценила выше всего на свете, кого чуть ли не боготворила, Жозефина удаляется в свой любимый замок Мальмезон, где живет в уединении, вся предавшись уходу за цветами. В них она видит лучших своих друзей, им одним поверяет свое горе.
Тысячами свозят сюда цветы со всех концов света: детей юга и крайнего севера, уроженцев долин и гор и одного только нельзя найти – фиалки. Этих своих любимых цветов Жозефина не только уже не носит, не только не хочет более их видеть, но и не велит даже произносить их название...

В оформлении использованы работы художников-прерафаэлитов Эвелин де Морган, Джона Страдвика, Бёрн-Джонса, Уильяма Морриса, Артура Хьюза


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru