Я ИДУ С УРОКА
АНТИПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЫСЛИ
Наталья ЗЛОБИНА,
студентка Консерватории,
учительница музыки
г. Москва
«Никакой теории, только драйв!»
Из дневника молоденькой учительницы
Музыкальные вакханалии
Больше всего не люблю, когда на моих
уроках появляется всякое начальство. Во-первых,
об этом нужно предупреждать заранее, а не
сообщать о своем желании приобщиться к искусству
за десять минут до конца урока.
Во-вторых, я теряюсь, несмотря на свой опыт
выступлений в Большом зале консерватории.
Перекраиваю план урока, становлюсь скованной,
педантичной, отказываюсь от легкомысленных
шуточек. Дети скучнеют. Напряг страшный, но были
счастливые исключения.
В со всех сторон положительный 3 «Б» пришла со
всех сторон положительная классная
руководительница, она же завуч по начальным
классам Ирина Алексеевна. Она мне нравится –
молодая, веселая, умная. Как-то исключительно
удачно прошел тот урок. Сначала Ирина Алексеевна
недоверчиво наблюдала за мной, потом незаметно
расслабилась. Я рассказывала про такт –
двудольный, трехдольный, читала стихи, играла
много, мы учились дирижировать и расставляли
тактовые черты в шедеврах Барто и Маршака.
Ну а потом началось «Весеннее танго», и все
просияли и подхватили: «И это вре-емя называется
весна!» И с этой весной я окончательно
успокоилась, потому что молодая и красивая Ирина
Алексеевна просияла и запела вместе с нами.
А еще был урок с Федором Владимировичем –
школьным психологом. 6 «А» все время хочет
выделиться, но не знает как и чем. Поэтому они
противопоставляют себя тихим и воспитанным
«бэшкам»: «Они ангелы, а мы – черти». Через три
раза на четвертый мы устраиваем «семейный
скандал» с громкими выяснениями отношений, с
обличительными речами о потере доверия и
уважения, я метаю громы и молнии и иду за
поддержкой к Федору Владимировичу.
Федор Владимирович – единственный
представитель сильного пола в школьном
коллективе, авторитет для старшеклассников,
любимец старшеклассниц, кумир пятых–седьмых,
купающийся в женском обаянии и внимании
женщин-коллег. И вот он на моем уроке.
Решительно отметаю задуманный вчера план.
Никакой теории, только драйв, дефиле перед
классом, дерзкий взгляд, резкий жест – рояль
открыт, и сразу терпкий аккорд. Дети насторожены
– что будет? И ритмично, ярко: «Нам бы, нам бы, нам
бы, нам бы всем на дно!» Полные восторга глаза, со
второго куплета к роялю идет… Федор
Владимирович, поем дуэтом!
Только звонок прекращает музыкальную
вакханалию, новый имидж 6 «А» – человек-амфибия,
полкласса просят дать на ночь книжку почитать… А
наш рейтинг (мой и Федора Владимировича)
зашкаливает!
Примадонна Катя
После шестого урока забираю к себе
третьеклассников Дашу, Свету, Линду, Парвин (это
имя!), Тамару и маленькую Катю («енотики»). Это
называется «работа в группе продленного дня».
Даша поет в «Талисмане», это довольно известный
ансамбль, он выпускает диски и поет в Кремле.
Среди нас Даша – бесспорный авторитет.
Сначала мы для разгона вспоминаем «Крылатые
качели», «Если с другом вышел в путь» – и далее по
всему репертуару «Талисмана». Застряли на
«Бременских музыкантах» – «Научите играть!».
Процесс трудоемкий, но Даша способная, Света тоже
соображает что к чему. Линде досталась мелкая
октава, она тоже старается. Парвин и Тамара
почтительно смотрят. Маленькая Катя, приоткрыв
рот, наблюдает. Школьная клетчатая юбка ей
непомерно длинна, хвосты растрепались; ее никто
здесь не держит – сама за нами увязалась, но
обратно в класс не идет, а слушает, смотрит.
Наконец полпесни подобрано. Даша уже давно
запомнила последовательности и нетерпеливо
дергает меня: «Дальше!» Света и Линда ссорятся –
им тесно на разных концах клавиатуры. И тут
выступает Катя: «Я тоже петь!» Старшие
недовольны, я пытаюсь достучаться: Катя
маленькая, она достаточно долго слушала, пусть
теперь получит свою долю удовольствия. Ну что она
знает? «Про медведя», «Оранжевая песенка»,
«Антошка» – из того, что учили в классе…
Но у Кати уже созрела идея: она принимает у рояля
позу примадонны и чистейшим тоненьким голоском
запевает: «А! Ба-боч-ка! Крылышками
бяк-бяк-бяк-бяк!» Я едва успеваю подхватить.
Ошеломленны третьеклассницы, удивлена я,
удовлетворена Катя.
Все могут короли
В Белом зале консерватории красочный
плакат: «Лифт только для профессоров!»
Недобросовестные студенты так и норовят
нарушить запрет. Повесили еще один: «Студенты
ходят пешком!» И ниже, мелко: «Для тех, кто на
бронепоезде». Вот это дополнение свело меня с
ума. Кто они, «на бронепоезде»? И что «для них»?
Вторую неделю пытаюсь постичь смысл выражения.
Никто не знает. Сашка (лучшая подруга, очень
продвинутая) не знает. И вот урок в 5 «А».
– Песня, – говорю, – новая. Называется «Все могут
короли!».
Со второй парты Арсений Эселиади: «Что?» Я
невозмутимо, с профессиональной дикцией: «Все
могут короли». Эселиади: «Как?» – действительно
понять не может. Я-то знаю, какой он, когда
дурачится. Я утрированно: «Все! Могут! Короли!» В
отчаянии, сейчас разревется: «Я не понимаю!»
Катя, соседка по парте, рослая, крепкая,
улыбчивая, активная, несовременная какая-то
школьница, – хлоп «Математикой» Эселиади по
голове и орет в ухо: «Арсений! Для тех, кто на
бронепоезде: Все! Могут! Короли!» Я – в паузе!
После урока зову Катю и, стараясь не выдать
профессионального интереса, спрашиваю:
– Катя, а что за выражение «для тех, кто на
бронепоезде»?
– Это любимое выражение моей мамы.
– И что оно означает?
– Ну, для тех, кто не догоняет!
Я закрыла за ней дверь и долго смеялась.
Кайф, драйв и Паша
Иногда смена моего настроения зависит
от событий столь незначительных, что и друзья не
могут уловить, а что, собственно, произошло.
…Сажусь в маршрутку в отвратительном
настроении: лето, духота, жарко и тесно. Выхожу
сияющая и бесконечно улыбающаяся прохожим. Нет,
никто не прислал любовных СМС-ок, в голове не
возник шедевр, достойный Девятой симфонии
Бетховена, никаких очаровательных детей в окно
не увидела. Просто по радио передавали:
Мы не знали друг друга
до этого лета,
Мы мотались по свету
в земле и в воде,
И совершенно случайно мы
взяли билеты
На соседнее кресло
на большой высоте,
И мое сердце
остановилось!!!
«Моим сердцем» я обязана Паше Коврову.
Наша встреча стала судьбой, видимо. Они пришли ко
мне шестиклассниками, и мы как-то сразу нашли
общий язык. Они были такими, какими должны быть,
по моим представлениям, дети в шестом классе.
Такими были мои одноклассники, когда я перешла в
шестой класс из другой школы. Возможно, поэтому
дело у нас как-то сразу пошло. У Коврова уже был
тогда имидж «свой парень» – веселый, откровенный
халявщик.
Он проснулся, когда в мае, устав от программных
музыкальных пьес, «Гардемаринов», песен про
зайцев, белых медведей, которые крутят земную
ось, и от «этого мира», придуманного не ими, мы
решительно перешли на «Зайку мою» и совсем на
грани фола – «Элис», особенно упоенно дети
выпевали: «И лечит паранойю, ОРЗ и простатит, а мы
такими рожами возьмем да припремся к Элис!» А мне
было смешно и здорово с ними. Кажется, им тоже
было ничего. И тогда Паша стал буквально
приставать ко мне – каждую переменку, не говоря
об уроках музыки: «Мое се-е-ердце
а-а-а-становилось!» – и я сдалась.
Мы выучили песню. Кто-то кайфовал больше, кто-то
меньше, но Лавров, фанат «Сплина», с лету
запомнивший все слова, чего раньше никогда не
наблюдалось, выходил петь к доске – и все
«Дискотеки Аварии» могли отдыхать! А я
наслаждалась этим его драйвом. И у всех нас
коварно сосало под ложечкой от запретного и
манящего: «Но задвинуты шторы и разложен диван…»
С тех пор я прощала Паше все, он ни черта не делал
на МХК год спустя, и я ставила ему четверки за
анекдоты. Это кончилось тем, что весть о
своеобразных Пашиных «автоматах» разнеслась по
школе, и ко мне стали подходить старшеклассники,
с тем чтобы я поставила им «пять» («четыре») по
английскому (алгебре, литературе, химии) за
рассказанный анекдот. Благодаря чему
значительно пополнилась моя коллекция
анекдотов.
Пашина любовь к «Сплину» стойко продержалась еще
полгода, потом он резко повзрослел. Ну а я, видимо,
нет… Потому что
Я наяву вижу то,
Что многим даже
не снилось,
Не являлось под кайфом,
Не стучало в стекло…
Мое сердце остановилось…
Отдышалось немного
И снова пошло!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|