ДЕНЬ ПРИЗНАНИЙ
Женщина интуитивна. Мир дан ей не как
знание, а как чувственный образ. Возможно, потому,
что подлинное ее призвание – вынашивание в себе
новой жизни.
Не потому ли культ знаний, настойчиво
навязывавшийся нашей школе, всегда оказывался
фикцией.
Как ни стремились теоретики “знаниевой” школы к
тому, чтобы школьный учитель был в первую очередь
эффективной методической единицей, школа
выживала как живая человеческая общность. И
выживала в первую очередь потому, что на пороге
класса появлялась женщина, способная
чувствовать и переживать. Способная не стыдиться
своей слабости. Способная заплакать от
собственного бессилия. И способная подарить
детям самое главное, что только возможно в школе,
– состояние любви и высокой одухотворенности...
Свидание длиною в сорок пять лет
45 лет я
работаю мужем учительницы. А по
совместительству... Да, другую работу менял, и не
раз. Эту – никогда.
Какая она, моя жена? Ее энергия всегда бьет через
край; спокойный расчет и пунктуальность нельзя
назвать в числе ее главных достоинств.
Жизнерадостная, эмоциональная, любящая,
вспыльчивая, отходчивая, добрая, сильная,
слабая... Одним словом, Женщина.
Немного влюбчивая. Познакомится с кем – и
влюбляется, начинает болтать только об этом
человеке. Иногда влюбляется в детей, иногда во
взрослых, в директора школы, например, или в
коллегу.
Я уже привык – без эмоций, без состояния
влюбленности она не может жить. А как она
расцветает, когда за ней начинают ухаживать! Я,
конечно, на самотек это дело никогда не бросал,
все держал под контролем.
Но, если честно, никогда и не волновался всерьез:
ее верность сильнее влюбленности. А чувство
собственной привлекательности делает ее еще
красивее. Разве мужу может быть от этого плохо?
Часто вечерами только и слышишь: кто поссорился,
кому нужно помочь, с кем произошла беда.
Рассказывает, советуется, переживает. Иногда
вдруг начнет читать вслух детские сочинения, а
потом сажает меня в кресло и читает куски
литературных произведений. Порой заплачет от
избытка чувств... Женщина...
Порой кажется, что я тоже работаю в школе: знаю
всех от мала до велика, прохожу Толстого и
Пушкина. Иногда вспылю: сколько можно, снова дети,
дети, дети – а потом начинаю думать вместе с ней,
как кому помочь. В семье важнее помогать, а не
учить. Вот я и помогаю.
Моя профессия требует пунктуальности, четких
действий. Никогда не взял бы ее к себе на работу:
уж точно сразу перепутает все документы,
потеряет нужные вещи. С ней всегда что-то
приключается. Но все это лишь до тех пор, пока
речь идет о бумагах, о вещах. Когда она с детьми –
совсем другой человек.
Многие говорят, что учительницы и дома
продолжают всех учить. Может быть, наша семья –
счастливое исключение, но у нас все наоборот.
Дома она мама, жена, и это женское начало несет с
собой в школу. Сын, когда был маленьким, даже
ревновал ее к ученикам. Она любила их почти как и
его. Она скорее мама в школе, а не учительница
дома.
До сих пор моя жена продолжает работать, и вовсе
не потому, что я не могу прокормить семью. Просто
работа дает ей силы. Прилив энергии, что ли, идет
от детей? Много раз уговаривал уйти на пенсию,
особенно когда болезнь какая-нибудь подступает.
А потом посмотрю, как она расцветает рядом с
учениками, и думаю: если ей так лучше, если школа
– ее настоящая любовь, вправе ли я лишать ее
свиданий?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|