Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕНЬ ПРИЗНАНИЙ 
 

Женщина интуитивна. Мир дан ей не как знание, а как чувственный образ. Возможно, потому, что подлинное ее призвание – вынашивание в себе новой жизни.
Не потому ли культ знаний, настойчиво навязывавшийся нашей школе, всегда оказывался фикцией.
Как ни стремились теоретики “знаниевой” школы к тому, чтобы школьный учитель был в первую очередь эффективной методической единицей, школа выживала как живая человеческая общность. И выживала в первую очередь потому, что на пороге класса появлялась женщина, способная чувствовать и переживать. Способная не стыдиться своей слабости. Способная заплакать от собственного бессилия. И способная подарить детям самое главное, что только возможно в школе, – состояние любви и высокой одухотворенности...

Роман ИВАНОВ

Свидание длиною в сорок пять лет

45 лет я работаю мужем учительницы. А по совместительству... Да, другую работу менял, и не раз. Эту – никогда.
Какая она, моя жена? Ее энергия всегда бьет через край; спокойный расчет и пунктуальность нельзя назвать в числе ее главных достоинств. Жизнерадостная, эмоциональная, любящая, вспыльчивая, отходчивая, добрая, сильная, слабая... Одним словом, Женщина.
Немного влюбчивая. Познакомится с кем – и влюбляется, начинает болтать только об этом человеке. Иногда влюбляется в детей, иногда во взрослых, в директора школы, например, или в коллегу.
Я уже привык – без эмоций, без состояния влюбленности она не может жить. А как она расцветает, когда за ней начинают ухаживать! Я, конечно, на самотек это дело никогда не бросал, все держал под контролем.
Но, если честно, никогда и не волновался всерьез: ее верность сильнее влюбленности. А чувство собственной привлекательности делает ее еще красивее. Разве мужу может быть от этого плохо?
Часто вечерами только и слышишь: кто поссорился, кому нужно помочь, с кем произошла беда. Рассказывает, советуется, переживает. Иногда вдруг начнет читать вслух детские сочинения, а потом сажает меня в кресло и читает куски литературных произведений. Порой заплачет от избытка чувств... Женщина...
Порой кажется, что я тоже работаю в школе: знаю всех от мала до велика, прохожу Толстого и Пушкина. Иногда вспылю: сколько можно, снова дети, дети, дети – а потом начинаю думать вместе с ней, как кому помочь. В семье важнее помогать, а не учить. Вот я и помогаю.
Моя профессия требует пунктуальности, четких действий. Никогда не взял бы ее к себе на работу: уж точно сразу перепутает все документы, потеряет нужные вещи. С ней всегда что-то приключается. Но все это лишь до тех пор, пока речь идет о бумагах, о вещах. Когда она с детьми – совсем другой человек.
Многие говорят, что учительницы и дома продолжают всех учить. Может быть, наша семья – счастливое исключение, но у нас все наоборот. Дома она мама, жена, и это женское начало несет с собой в школу. Сын, когда был маленьким, даже ревновал ее к ученикам. Она любила их почти как и его. Она скорее мама в школе, а не учительница дома.
До сих пор моя жена продолжает работать, и вовсе не потому, что я не могу прокормить семью. Просто работа дает ей силы. Прилив энергии, что ли, идет от детей? Много раз уговаривал уйти на пенсию, особенно когда болезнь какая-нибудь подступает. А потом посмотрю, как она расцветает рядом с учениками, и думаю: если ей так лучше, если школа – ее настоящая любовь, вправе ли я лишать ее свиданий?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru