Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕНЬ ПРИЗНАНИЙ 
 

Женщина интуитивна. Мир дан ей не как знание, а как чувственный образ. Возможно, потому, что подлинное ее призвание – вынашивание в себе новой жизни.
Не потому ли культ знаний, настойчиво навязывавшийся нашей школе, всегда оказывался фикцией.
Как ни стремились теоретики “знаниевой” школы к тому, чтобы школьный учитель был в первую очередь эффективной методической единицей, школа выживала как живая человеческая общность. И выживала в первую очередь потому, что на пороге класса появлялась женщина, способная чувствовать и переживать. Способная не стыдиться своей слабости. Способная заплакать от собственного бессилия. И способная подарить детям самое главное, что только возможно в школе, – состояние любви и высокой одухотворенности...

Владимир БАХМУТ,
преподаватель КГМУ
г. Курск

Сюжет для нежности и веры

В пятый класс мы должны были ходить в школу соседнего села. Оно носило странное и загадочное название – Мухо-Удеревка. Село это было расположено в семи километрах от нашей Колтуновки, но нам тогда, в далеком 1949 году, представлялось как чужое государство. Чтобы добраться до Мухо-Удеревки, нужно было долго идти по пыльной дороге вдоль Тихой Сосны, потом недалеко от села Дальнее Чесношное, свернув вправо, пересечь широченную луговую низину, по утрам влажную и сырую от трав, болота и испарений соседней реки, и уж потом выйти на песчаный бугор, откуда как на ладони открывается Мухо-Удеревка – неказистое село, разбросанное по обе стороны железной дороги. До сих пор видится мне и та белая, как бинт, дорога, и наступающие на речку меловые горы, до сих пор похрустывает на зубах дорожная пыль – мягкая и легкая, словно зубной порошок, – пыль и дорога давнего босоногого детства…

Вскоре мы освоились в новой школе и привыкли к новым учителям. Одних мы боялись, других – уважали, третьих – любили. Можно было бы сказать доброе слово о каждом из них, но затеял я эти воспоминания ради учительницы литературы и русского языка Марии Владимировны Дырконос.
Фамилия была у нее такая редкая и смешная, что забыть ее нет никакой возможности, хотя дело было более полувека назад.
Я говорю об этом от имени всех своих бывших товарищей-пятиклассников, потому что знаю их мнение. Мы любили нашу учительницу, хотя вслух никто из мальчишек об этом ни разу не говорил. Они ведь боятся этого слова больше, чем слова трус… Она не была красивой – по крайней мере так тогда казалось мне, маленькому хлопчику, воспитанному на сельских понятиях о женской красоте. А Мария Владимировна была скорее всего истинной горожанкой. Высокая, худая и бледнолицая, она выглядела какой-то хрупкой и нежной, даже казалось, ее надо от кого-то защищать, поддерживать, а не то что дерзить ей на уроках. Мелко завитые белесые пушистые волосы дополняли ее легкий и светлый облик.
Она быстро и легко вошла в наши сердца, как легко и быстро, бывало, входила в класс. Маленькие дикари, дети войны, мы не были избалованы лаской и добротой и не могли устоять перед этой силой…
Она входила в наш мрачный холодный класс, сооруженный из шлакоблоков, весело, как будто шла на праздник. Приветливо здоровалась, шутила во время необходимых формальностей с нашим главным шутником Витькой Старостенко. И мы начинали забывать, где мы.

Мария Владимировна была великолепной рассказчицей, и ее уроки литературы мы особенно любили. Она всегда увлекалась, даже, кажется, забывала о нас: ходила от стола к двери, жестикулировала, читала стихи. Каюсь, сам урок слушали не особенно внимательно, терпеливо ожидая, когда она кончит объяснять тему и наступит долгожданный момент: «Мария Владимировна, расскажите, что дальше было!» Она легко сдавалась, не заставляя долго уговаривать себя. И мы тотчас погружались в увлекательнейшие события ее рассказа. Происходящее в нем жгло наши души своей напряженностью и драматизмом.
«Молодой юноша, храбрец и богатырь, пришел к великому повелителю всех стран и народов, чтобы выручить из плена свою невесту.
– Ты получишь ее, – сказал султан, – но прежде должен закопать мой меч на вершине горы, куда не ступала нога человеческая.
И юноша стал штурмовать неприступную скалу. Он победил и закопал золотой меч на самой вершине. Потому что, – говорила учительница, – любовь и смелость всегда побеждают любые трудности…»
Сюжет, конечно, сказочный, но как рассказывала его Мария Владимировна! Каким жарким румянцем горели ее щеки, как воодушевленно звенел голос! И сейчас, спустя столько лет, я слышу его. И вижу свою любимую хрупкую и нежную Марию Владимировну.
Почему?
Ведь ничего особенного она не делала, только рассказывала. Но, видно, причина в том, как она это делала. Вся сила притяжения заключалась в степени ее переживания, в ее личности и таланте, который, как теперь я понимаю, заключался в ее добром сердце.

После меня учили многие учителя, иногда очень хорошие и заслуженные, но никогда не встречал я больше такой учительницы, какой была Мария Владимировна. Возможно, это можно объяснить тем, что она была первой такой – доброй и искренней – на моем пути.
Позже случайно мне в руки попался сборник рассказов Ивана Ефремова. В нем я неожиданно наткнулся на тот самый рассказ, который мы так любили слушать на уроках литературы. «Белый рог» – так называется он. Чем дальше я вчитывался в него, тем больше замечал, что рассказывала его Мария Владимировна несколько по-другому. Я отлично помню, что храбрый юноша, выполнивший приказ злого повелителя, вырвал из плена свою прекрасную и верную подругу. И они вместе вернулись в свое царство-государство.
А в рассказе Ивана Ефремова все обстоит куда хуже – невеста не сумела остаться верной своему жениху. И тот, потрясенный изменой, сам приговорил ее к смерти и исполнил приговор.

Милая и добрая Мария Владимировна! Теперь я понимаю, почему она изменила сюжет рассказа. Просто берегла нас и не хотела, чтобы неизбежные разочарования жизни коснулись наших сердец раньше времени.
Она хотела видеть нас такими же сильными и смелыми, как тот храбрец и богатырь из древней легенды. Но с добрыми сердцами, умеющими прощать обиды и даже предательства.
Она сама верила в то, что так должно быть. Спасибо вам, Мария Владимировна, за эту высокую веру!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru