КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Нелегка ты, царская доля!
Тайны монаршего двора в фильме
“Бедный бедный Павел”
ПАВЕЛ I – В.СУХОРУКОВ
На недавней церемонии вручения премий
Национальной академии кинематографических
искусств и наук России “Золотой орел” фильм
“Бедный бедный Павел” (кстати, весьма странно,
что в названии вопреки нормам русской орфографии
нет запятой между повторяющимися определениями
“бедный”) был номинирован восьмикратно, а
удостоился четырех наград. Вроде бы больше, чем у
всех! Однако эти призы оказались как бы
второплановыми – отмечены художник-постановщик
Александр Загоскин, художник по костюмам Лариса
Конникова и композитор Андрей Петров, ранее
награжденный за музыку к этой ленте на фестивале
“Кинотавр”. Вот и роль еще одного лауреата
“Золотого орла”, Олега Янковского, кстати,
празднующего в эти дни свое 60-летие, не совсем
справедливо была обозначена именно в качестве
второплановой, хотя равновелика заглавной,
сыгранной Виктором Сухоруковым. Но как раз этот
актер остался без поощрения российских
киноакадемиков (впрочем, ранее он получил
национальную премию кинокритики и кинопрессы
“Золотой овен”). И, к сожалению, не был отмечен
замечательный петербургский режиссер Виталий
Мельников, который обладает немалым мужеством и
терпением создавать в наше нелегкое для
кинематографа время исторические картины. Они
требуют кропотливой работы над деталями
обстановки давно ушедшей эпохи, а главное –
понимания процессов развития истории и ее
непреходящего значения для всех нас в нынешней
действительности.
“Бедный бедный Павел” следует воспринимать не
обособленно, а как заключительную часть
своеобразной “царской трилогии” Мельникова,
начатой фильмами “Царская охота” и “Царевич
Алексей”. Его трехчастная киноэпопея о разных
событиях в истории России XVIII века – от
царствования Петра I до прихода к власти
Александра I уже на рубеже XIX столетия –
растянулась в итоге на 15 лет, если считать с
момента съемок самой первой из лент. И несмотря
на различие всех представляемых на экране
времен, этот режиссер делал кино в принципе на
одну и ту же тему: разложение и падение верховной
власти, построенной на обмане и предательстве,
тем более преступно и безнравственно, когда
связано с личными и даже родственными
взаимоотношениями. Причем в каждой из
исторических картин Виталия Мельникова
знаменательно, что центральными персонажами,
двигающими сюжетную и политическую интриги,
оказываются вовсе не царствующие особы, а иные
кукловоды, пытающиеся манипулировать монаршими
поступками. В этом как раз и заключается
дополнительная драма власти, точнее – драма
безвластия, вынужденного бессилия тех, кто был
поставлен во главе государства или только смел
претендовать на трон.
Вот и в “Бедном бедном Павле” самой ключевой
фигурой становится отнюдь не Павел I, а уж
Александр I, безвольно пособничающий инициаторам
свержения его отца, – и подавно! Всем заправляет
павловский же ставленник барон (потом граф) Петр
Пален, он плетет заговор вокруг явно
неуравновешенного царя, доверяющегося ему с
бесхитростностью младенца. С исторической точки
зрения в данной киноверсии событий двухвековой
давности есть некоторые натяжки. Допустим, Пален
находился вплоть до 1798 года в опале – в фильме же
он сразу оказался в большой милости у нового
царя, а причины возмущения дворян против
мелочного самодурства Павла I опущены как бы за
ненадобностью. Но логика и методы развития
дворцовой интриги убедительны благодаря точному
существованию на экране Олега Янковского, актер
воплощает не просто ловкого махинатора, а своего
рода Мефистофеля при доморощенном Фаусте,
поскольку царь больше всего озабочен
собственными “прожектами”, нежели исполнением
верховной власти.
Пожалуй, Янковский переигрывает Виктора
Сухорукова, который старательно пытается
выстроить заглавную роль вопреки
распространенным представлениям о Павле I как о
бездушном солдафоне и тронувшемся умом человеке.
Скорее это наивный и простодушный ребенок,
привыкший с детства к игре в солдатики и к
строительству Санкт-Петербурга в миниатюре.
Неоднократное упоминание им великого прадеда
Петра I лишний раз подчеркивает, что в российской
истории Павел I ощущал себя в качестве его
прямого последователя, пусть и стал всего лишь
игрушечным аналогом этого царя. И, вне всякого
сомнения, сам превратился в марионетку не только
собственных маний, но и своего ближайшего
окружения с Паленом во главе. Не случайно, что в
мельниковском изложении событий Павел I, осознав
происходящее вокруг него, фактически
добровольно идет на заклание, а оно совершается
при временном хитроумном самоустранении со
сцены основного интригана, дабы спать спокойно.
Впрочем, спокойно ли? Дальнейшая карьера, на
которую он, несомненно, рассчитывал, не
состоялась. Александр I приказал ему оставить
столицу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|