КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ГАСТРОЛЬНАЯ ПОРА
Принц Гамлет и зайцы
Шекспировский триптих Э.Някрошюса
Судя по всему, великий литовский
режиссер – создатель и руководитель
вильнюсского театра “Мено фортас” –
действительно навсегда прикипел к России. И
немудрено: театральные корни Някрошюса – в
Москве. Он учился в ГИТИСе у Андрея Гончарова, а
все свои премьеры обязательно показывает в
Москве. В прошлом сезоне впервые поставил
спектакль в компании с российскими звездами и
выбрал для этого чеховский “Вишневый сад”.
Спектакль стал гвоздем сезона и конечно же был
номинирован на главную театральную премию
страны – “Золотую маску”. И если раньше
грандиозные театральные сочинения Някрошюса
проходили по номинации “Лучший зарубежный
спектакль”, то в нынешнем году “Вишневый сад”
будет соревноваться за главный приз. Собственно,
поводом для этой публикации стало событие,
которое имеет отношение и к Някрошюсу, и к
“Золотой маске”.
Обычно “Маска” открывается в Международный
день театра – 27 марта. Так будет и в этом году. Но
поскольку нынешний фестиваль юбилейный – 10-й по
счету, то организаторы решили предварить его
гастролями лучших спектаклей – участников
“Золотой маски” прошлых лет. И среди них,
естественно, оказался Някрошюс. “Мено фортас”
открыл гастрольную афишу драматических театров
и показал на сцене Театра им. Моссовета свою
знаменитую шекспировскую трилогию – “Гамлета”,
“Макбета” и “Отелло”. А за день до начала
гастролей Някрошюс дал пресс-конференцию.
Поскольку беседа с журналистами проходила в
контексте надвигающегося фестиваля, народ
поинтересовался, как режиссер относится к
наградам и премиям. Премии получать приятно, ибо
они – знак внимания и уважения (особенно, “когда
такая большая страна, как Россия, награждает
маленькую страну”). Но лучше, по словам
Някрошюса, к премиям относиться, как “ко
вчерашнему дню”.
Журналисты интересовались, часто ли
шекспировские спектакли режиссера идут в
Вильнюсе. Ведь “Гамлет” был поставлен семь лет
назад, а это для любого зрелища – срок изрядный.
Со вздохом режиссер ответил, что “все стареет, и
это естественно”. К сожалению, шекспировские
спектакли на родине играются очень редко: лишь
два-три раза в год. Вильнюс – город маленький, и
театр просто не смог бы собрать зрителей, если б
решил играть чаще. Да и своего здания у “Мено
фортас” нет: он арендует зал у Национального
театра и не может позволить себе работать в
убыток, поскольку не имеет от государства
никаких дотаций. Поэтому команда Някрошюса
играет больше за границей, чем дома. Например, в
прошлом году за рубежом было сыграно 60 с лишним
спектаклей.
На вопрос автора этих заметок, продолжает ли
Някрошюс работать над своими старыми
спектаклями, в частности над “Гамлетом”,
режиссер ответил отрицательно. “Поставил, и надо
идти вперед, не оглядываясь”. У режиссера есть
желание снова взяться за “Гамлета”, но тогда из
старого спектакля он оставил бы “каких-то 15
процентов”. И вообще в ближайшее время к
Шекспиру режиссер прикасаться не хочет, потому
что он… “измучивает очень”. На вопрос о том,
есть ли среди его творческих детищ такие, к
которым он относится особенно хорошо, Някрошюс
ответил вполне дипломатично: “Лучше ответить,
что одинаково”.
Что витало в воздухе, когда Някрошюс ставил
“Вишневый сад”? Оказалось, что процесс работы
над чеховской пьесой был для него необычным.
“Такой жесткий график не давал на репетициях
свободы ни актерам, ни мне”. В проекте были
заняты крупные актеры, режиссер никогда раньше
не работал с “любимцами народа”. И ему хотелось
опережать их, чтобы не возникало спорных
ситуаций и длинных дискуссий. Отвечая на вопрос о
финале “Вишневого сада”, в котором появляются
герои с заячьими ушами и звучат то ли выстрелы, то
ли звуки топора, рубящего деревья, – режиссер
сказал, что для него это вовсе не трагический
символ, связанный с окончанием жизни. Наоборот,
он – о продолжении жизни нашего духа. “Я не хочу
исчезать, я хочу перейти в какие-то другие
субстанции: в дерево… К дереву подойдет какая-то
косуля и будет есть… Я не хочу, чтобы после нашей
жизни была поставлена точка. Я верю, что наш дух
переходит в лес, в угол какого-то дома… Я не имел
в виду, что рубят сад. В заброшенный сад всегда
приходят зайцы, чтобы подкормиться. Может быть,
кто-то постреливает и отпугивает их…”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|