ДОМАШНИЙ АРХИВ
ВСТРЕЧА ПОД ВЕЧЕРНИМ АБАЖУРОМ
“Дед открыл для меня этот огромный
мир…”
Исполнилось 125 лет со дня рождения
Павла Петровича Бажова. Мы встретились с внуком
автора “Малахитовой шкатулки”
Собираясь в гости к Никите Матвеевичу
Бажову, я нашел фотографию более чем полувековой
давности. На ней – маленький Никита и Павел
Петрович в минуту счастливую, светлую, и сразу
видно: дед и внук – самые большие друзья на свете.
– Что осталось в вашей памяти о
дедушке? Порой в крупицах детских впечатлений
есть то, чего не сохранили, не запомнили
взрослые...
– Осталось, наверное, не так много. Но долгие
годы, когда уже деда не было, сохранялось то, что
называется духом дома, семьи. И это отнюдь не тень
отца Гамлета, а некий “отзвук” деда,
сохранившийся в бабушке, маме, в деревьях,
которые сажал дед. Помню яблоню, она называлась
“Никитина яблоня” – мы с дедом ее устанавливали
вместе, когда мне было года три. Дед выкопал яму,
взял саженец, мы вместе его посадили, я долго
поливал землю...
– Как вам в детстве казалось – сад большой?
– Очень большой, огромный. У маленького человека
свои представления о мире. Мир – это то, что
окружает тебя в данный момент. Ты выходишь в сад,
и это – мир. А весь двор, да еще и огород – это уже
вселенная, этакая метагалактика со своими
непознанными вещами в себе. Ты пытаешься их
раскрыть, задаешь тьму вопросов, ждешь
немедленного на них ответа. Дед в ту пору был
особенно терпелив, помогая мне познавать этот
мир, маленький и огромный одновременно. И еще, раз
уж зашел разговор о большом и малом. Рядом с нами,
по улице Болотной, проходила речушка, переплюйка
такая маленькая. Наверное, ее можно было и
перешагнуть, а мне казалось, что это вполне
судоходная река! Зимой я накручивал на валенки
коньки и шел туда кататься с ребятами – они жили
по соседству, на заваленных снегом улочках...
– Когда к Павлу Петровичу на седьмом десятке
лет пришла слава, ему, наверное, предлагали
перебраться в столицу...
– Да, очевидно, приставали к нему с такими идеями,
но дед бы никуда из своего дома не уехал, он любил
его. И после смерти деда я с бабушкой остался в
том же доме, и жили мы там до тех самых пор, пока он
не стал музеем в 1969 году.
– Говорят, что Павел Петрович сам построил
этот дом?
– Он взял кредит в ипотечном банке, а потом
выплачивал из своей заработной платы
преподавателя русской словесности.
– Это когда же было?
– В 1911 году.
– Сейчас столько разговоров про ипотеку –
можно подумать, это новейшее изобретение
экономической мысли. А получается, что почти сто
лет назад молодой учитель в провинциальном
городе мог построить себе большой дом на всю
жизнь...
– Да, выходит, так. Дед хотел жить в этом доме всю
жизнь, поэтому сам его распланировал, вникал во
все детали. Если вы помните, у дома высокое
крыльцо, высокий фундамент, а когда входишь в
сени, то тебе еще надо очень высоко вступить на
ступеньку, уже находясь собственно в доме...
– Директор музея рассказывала мне, что
посетители часто не замечают этой ступеньки и
падают прямо на руки музейных сотрудников,
предусмотрительно встречающих каждого гостя у
самых дверей...
– Но дед, конечно, не для забавы придумал этот
высокий порог. Он сделан для того, чтобы холод,
когда входишь, не растекался по полу. А в сенях,
помните, полки. Для чего, просто так? Нет. Когда мы
встречали гостей, бабушка делала холодец, а
холодец должен остывать на морозе...
– Рационально продумано, по-крестьянски.
– По-уральски. Урал-то ведь место такое странное.
Уральский рабочий оставался еще и крестьянином.
Он днем работал на заводе, а вечером – на своем
участке, и поэтому в доме все продумано. Например,
есть так называемый парадный вход с улицы с
крыльцом, а есть выход к сараю, во двор, сад,
огород. И вот когда ты собираешься выйти во двор,
то выходишь в большие сени и там стоит ларь. В
этом ларе – овощи и еще какие-то продукты на
неделю. А рядом две кадки: одна с огурцами
солеными, а вторая – с квашеной капустой и с
брусникой... Был некий уклад, продуманный образ и
способ жизни.
– Догадываюсь, как вы скрасили Павлу
Петровичу и последние его годы. Когда маленькое
дитя рядом, старику, конечно, и лучше, и
интересней, теплее как-то в доме…
– Все шло как-то само собой... Дед был чрезвычайно
занят в последние годы, он же был депутатом
Верховного Совета…
– Почти не осталось людей, близко знавших
Павла Петровича. Но вот, к счастью, живет в
Екатеринбурге прекрасный поэт и замечательный
человек Елена Евгеньевна Хоринская,
подружившаяся с вашей семьей еще до войны. Она,
как и ваш дед, по первому своему призванию –
учитель, десять лет работала в бурятских школах…
– Да, я с детства помню и люблю Елену Евгеньевну.
Недавно поздравлял ее с девяностопятилетием!
– Так вот Елена Евгеньевна утверждает, что
если бы Павел Петрович и не был знаменитым
писателем, то о нем бы помнили и без его мировой
славы...
– Безусловно. Он был личностью. С ним хотелось
поговорить, что-то рассказать, чем-то поделиться,
спросить совета. Помню, мой отец (а Тимура
Аркадьевича Гайдара я считаю своим отцом) ужасно
сокрушался, что не успел пообщаться с Павлом
Петровичем. Он был уверен, что много потерял в
жизни без этой несостоявшейся беседы.
– Удивительно, но еще в детстве складывается
представление, что Бажов принадлежит
стародавнему времени Гоголя, Аксакова,
Погорельского... С годами фигура деда проясняется
для вас или какие-то загадки прибавляются? Вам
все понятно в его судьбе, в том, что с ним
происходило, к примеру, во время революции?
– Наверное, в жизни любого человека есть тайны.
Просто, как мне представляется, мой дед оказался
еще одним русским интеллигентом, обманутым
иллюзорными ожиданиями “царства свободы” и
попавшим в мясорубку революции и Гражданской
войны. А что может быть страшнее войны своих со
своими...
– Дед в разговорах никогда не возвращался к
этой поре своей жизни?
– Он, мне кажется, не любил об этом говорить.
– А было еще два исключения из партии: 33-й и
36-й годы...
– Скорее 1938-й. В так называемых органах творился
жуткий бардак, шла очередная чистка. Деда вызвали
повесткой в “Большой дом”. Бабушка дала ему
чемоданчик, всегда готовый для такого случая.
Павел Петрович явился в назначенный срок,
посидел среди ожидающих своей судьбы час-другой.
Его никто за это время не “принял”. Он встал и
пошел домой. Органы тогда чистили тех, кто
“чистил” в 1937-м. Не до деда им было. Вот так, ушел
домой и год старался никуда не выходить. Корчевал
камни в саду, работал в огороде, писал. Так и
родилась “Малахитовая шкатулка”.
Выжить семье в то лихое время помогла сестра
бабушки, которая жила с нами потом всю жизнь.
Несчастная у нее была судьба. В Первую мировую
убили ее жениха, и с тех пор она была одна. Тетя
Таля, Наталья Александровна... Выручали, конечно,
и огород, сад.
– Вам в детстве читали дедушкины сказы или
вы уже взрослым с ними познакомились?
– Тут совершенно особая история. Я с детства
знал, что у меня дед – сказочник, он пишет сказы.
Начиная чуть ли не с трехлетнего возраста меня
водили по всяким дворцам пионеров, и там дяди и
тети рассказывали сказы деда. Говорили нарочито
протяжно, окали там, где звука этого и не было
вовсе, слова произносили так медленно, что в
промежутках заснуть можно было. Я терялся в
догадках: разве это интересно? Ведь сам-то дед
рассказывал замечательно!.. Так что ко всем
“пересказчикам” у меня сложилось тягостное
отношение. А с тех пор как я выучился читать и по
сию пору его сказы вызывают во мне радостное
ощущение огромного и прекрасного Урала.
– Вы знаете, что в Интернете есть очень
симпатичный и толковый сайт о Бажове?
– Это Максим сделал, мой сын.
Фото Ивана Тюфякова
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|