Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
ТЕСТ НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ 

Идеалы на то и идеалы, чтобы быть неосуществимыми. Только представьте: прилежные ученики, затаив дыхание, преданно смотрят учителю в рот, бойко дают правильные ответы, пишут красивым почерком, выполняют все домашние задания… Бр-р! Жуть берет. Прямо не школа, а институт благородных девиц.
Как все-таки здорово, что при всех наших педагогических усилиях и воспитательных амбициях природа берет свое и большинство мальчишек остаются мальчишками – разгильдяями, сорванцами, непоседами, охламонами, фантазерами, насмешниками, неряхами, обормотами и проказниками!
Мария ГАНЬКИНА, Вячеслав БУКАТОВ

РИСУНКИ А.КОШКИНА

Наталья ЖЕРЕБИЛОВА

Дети «хорошие» и «плохие», или Поговорим о наших взрослых ожиданиях

В социоигровой педагогике есть такой способ определить свою профпригодность. Раздели лист бумаги на две половины, в одну выпиши положительные качества ученика, в другую – его негативные качества. И если его минусы не превращаются у тебя на уроках в плюсы или ты считаешь эту работу долгом семьи, уделом завуча по воспитательной работе, обязанностью школьного психолога или инспектора по делам несовершеннолетних и так далее – тебе нечего делать в педагогике.

Кто я такая, собственно?

Когда один из моих научных руководителей, А.П.Ершова, объяснила мне все это на пальцах (как собеседнику, а не как ученику!), я испугалась. Чужим школьникам, с которыми работаю крайне редко, стесняюсь замечания делать. Что же касается своей малышни, то ничего, кроме одергиваний и окриков, у меня не получается в качестве корректирования детского поведения. Это во-первых. А во-вторых, кто я такая, собственно? Тетенька на 45 минут в неделю, провела занятия – и скажи спасибо, что они старались твои задания выполнять.
В общем, стало страшно, потому что, кажется, в подобной позиции меня не должны волновать их моральные качества… Кстати, какие из них (качеств) меня в ребенке привлекают-то? Вот уж не задумывалась никогда, а уж на бумагу записать тем более в голову не приходило!

Парадокс выявился

У меня длинные колонки получились, а главное – по длине одинаковые (писала на бумаге в клеточку). Как-то думалось, что отрицательное видится в детях в большем количестве. И парадокс такой выявился: не получается большинство психофизических характеристик однозначно отнести к “хорошо” – “плохо” (см. табл.).

Сквозная проблема

Даже из таблицы моей можно вывести подобие формулы “такой, но…”. Где-то я даже нарочно проставила комментарии “в меру”, потому что альтруизм, простите, в его коренном виде сегодня оказывается чреват крахом для собственного эмоционального, физического и материального благополучия: уж больно цивилизация въелась в наши бедные мозги, и большинство “доброжелателей” в ответ на наши альтруистические поступки покрутят пальцем у виска и скажут: “Тебе что, делать больше нечего? Ты что, себя не уважаешь?”
Да и управляемость – качество того еще толка… Хорошо, когда “зарвавшегося” подростка можно голосом или взглядом остановить, предостеречь от поступка или высказывания в данное время, в данном месте. Ну а если ребенок делает и говорит то, что ему велят, кто бы этот велящий ни был? Э-э-э, милые мои, это называется конформизмом и тоже мало где приветствуется, за исключением, наверное, народов с сильными коренными традициями и особой социальной иерархией.
А еще – вы когда-нибудь обращали внимание на то, что к какому-нибудь ребятенку нет-нет да и примеришь: “Вот быть бы ему таким же фантазером, но организации побольше бы…”, “Побольше бы ему самостоятельности, но чтобы еще и слушался”, “Уж слишком он добрый, ему бы научиться отстаивать себя”, “Хорошо бы, если б мои ученики были подвижными, но терпеливыми, чтобы и не ленивые и в то же время чтобы не выскакивали поперед батьки в пекло…”. Было?
И опять я натыкаюсь на сквозную проблему – проблему ожиданий взрослых. Вообще, кажется, вся педагогика в ее глобальном смысле (как подготовка нового поколения к лучшей жизни) реализуется за счет укоренившихся представлений о том, каким должен быть ребенок, чтобы вырасти в настоящего человека.

На справедливость согласен

Случай из жизни расскажу. Мы с подготовишками повторяли геометрические фигуры – плоскостные и объемные. Казалось бы, все фигуры ребята знают (хотя и путают визуально треугольник и четырехугольник), а вот принесла им распечатанные с компьютера листы с разными-разными фигурами – глазенки разгорелись, и так засели они за эти листы – не оторвать. Придумывали, на что похож квадрат, то есть какая вещь из жизни имеет квадратную форму. Или овал на что похож… и так далее.
Потом достала я ящик со старыми-старыми, оставшимися от прежнего кабинета математики пластмассовыми объемными фигурами, и чего там только не было! И цилиндрик, и кубик, и брусок, и призмы…
Игорек забылся от этого всего, перестал замечать реальность, например других детей. Смотрю: одна девочка поморщилась, что Игорек ее поцарапал, другой мальчик заплакал, оттого что он у него кубики отбирает (методом битья по голове)… В общем, пришлось это дело прекратить, не ограничиваясь простыми “извини, пожалуйста”.
– Ох, Игорек, – говорю, – что-то ты сегодня совсем расшалился, вон сколько ребят обидел, так не пойдет. Выбирай себе наказание: или ты сейчас с нами в игру не играешь, или я в конце занятия солнечный зайчик тебе не даю.
– А я ничего не выбираю! – “отмазывается”.
– А так нельзя. Надо что-то выбрать, хоть какое-то наказание. Пожалуйста, ты можешь себе сам его придумать. И с нами сейчас поиграешь, и солнечный зайчик я тебе дам, но ты себя сам как-нибудь накажи за то, что ребятам больно делал.
У Игоря лицо красное, а плакать – не с чего. Не ругаю даже, даже голосом тихим и спокойным говорю. Предложила еще вариант – всем по два солнечных зайчика, а ему один, а Игорь мне: “Нет, лучше всем по одному, а мне два!”
– А за что это я других накажу? Это же солнечные зайчики, их за что-то хорошее дают. А тебе за что еще один хороший зайчик давать?
Мы стали играть (“Ты потом придумаешь, что нам делать”). А в конце занятия, когда стала солнечные зайчики раздавать, Игорек подскакивает как ни в чем не бывало: “А мне?” “Сейчас и тебе”, – и делаю вид, что Артемка и Настя раньше подошли. В действительности же оставила я Игоря на самое “на потом” и говорю ему тихонько:
– Ну что, тебе сейчас не давать зайчика или тебе дать только один, а всем по два?
– Лучше дайте всем по два, – согласился.
Молодец мужчинка. Согласился на справедливость. Ведь всем было понятно, что один солнечный зайчик к Игорю просто не пришел – испугался его грубости…

Интуиция или “как надо”?

У каждого учителя – собственные представления о том, что стоит в учениках культивировать, а что не стоит (бесполезно, рано, уже поздно, я с этим не справлюсь, это не моя обязанность, тут нужен психолог, психотерапевт или врач и т.д.). Наверняка, правда, многие (особенно начинающие) специалисты оказываются перед оглушающим “А как?!”, причем некоторые детские поступки и высказывания требуют незамедлительной реакции. Что тогда? Включается интуиция или “как учили”? Вот, В.М.Букатов мне говорил: “У тебя никаких как надо, у тебя сплошная интуиция”. Но это же не значит, что все хорошо. Интуиция, случается, подводит.
У Е.Субботского наткнулась на “очень простое” объяснение того, откуда у взрослых берутся интуитивные представления о том, каким воспитывать ребенка: “из книг, фильмов, наблюдений над людьми и трудного жизненного опыта” (вольно цитирую “Золотой век детства”). Но ведь это у каждого человека в отдельности! А как же общекультурные, общечеловеческие ценности, которые, как стращают нас психологи, социологи и моралисты, разрушены, находятся в упадке, потеряны и так далее (прогноз их неутешителен)? Ну не хочется верить в то, что у современных родителей перед глазами совсем уж нет нужных и стоящих книг, фильмов и примеров человеческого поведения. Однако наверняка внимательность к интересному, доброму, заслуживающему уважения, трудному для размышлений не рождается вместе с человеком, ее тоже приходится воспитывать, прилагая особые старания.
Уважаемые читатели, много ли вы можете назвать окружающих вас людей, которые испытали на себе такое воспитание или пытаются сами приложить те самые особые старания, чтобы ребенку стало жить интересно и весело, но по совести – и потому трудно?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru