ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Как ни назови праздник, отмечаемый 23
февраля, он будет проходить в школах на редкость
радостно и дружно. В этот день женская часть
учительского коллектива воспевает “наших
мужчин” в лирических стихах и остроумных
фотомонтажах, дарит им нежные улыбки и
трогательные комплименты, а они, пришедшие “при
параде”, согласны абсолютно на все:
выстраиваться в линейку, отгадывать загадки,
играть в жмурки и петь хором.
В школе этот праздник имеет какой-то особый,
ностальгический акцент. Женское ли дело –
педагогика? Ведь всем понятно, что
действительное бытие мужчин-учителей в школе –
это самый верный признак благополучной и
процветающей школы, первое условие полноценного
воспитания и образования детей.
Нет такой графы, такого пункта в документах
школьных проверок, который бы оценивал школу по
параметру присутствия в ней мужчин-учителей.
Между тем именно мужчинам дано естественным
образом нести в школу то, что необходимо
мальчикам, подросткам в первую очередь:
соревновательный инстинкт, силу, ловкость,
изобретательность, умение владеть собой,
уверенность и решительность, благородство и
справедливость.
Почему даже по истечении долгого срока сугубо
женской советской педагогики школа испытывает
крайний дефицит в учителях-мужчинах?
Ответ социологов: мужчины чаще, чем женщины,
испытывают трудности в образовательной
деятельности. Прежде всего это проблемы
отношений с административно-бюрократической
системой управления школой, на втором месте
назван низкий престиж профессии школьного
учителя и лишь на третьем – низкие заработки.
Ответ реальной жизни – другой. Мужчин, считающих
педагогику делом своей жизни, немало. Они
интересные, достойные люди, труженики и
подвижники. Их поддерживает администрация школы.
Их чтут дети. О них и говорим.
Людмила КОЖУРИНА
Вязники–Москва
Школа с мужским почерком
Репортаж с элементом детектива
Любая школа чем-то примечательна. Девятая
вязниковская поразила обилием мужчин-педагогов.
Солидные господа и люди среднего возраста, почти
юноши и молодые атлеты, они были явно уместны в
пространстве школьного коридора, наполненного
детьми. На беглый вопрос, заданный директору:
«Где вы их берете?», корреспондент получил такой
же беглый ответ: «Это мой секрет».
Секрет захотелось разгадать...
Место встречи изменить нельзя
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СУСИКОВ
ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ ЕГОРОВ
АЛЕКСЕЙ ОЛЕГОВИЧ ШИТОВ
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НЕРИЗЬКО
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАТРАКОВ
АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЛЕБЕДЕВ
АНАТОЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ЛЫСЕНКО
ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА БАЛЮК |
С утра на вокзальном термометре
минус двадцать пять. Розовая школа плывет в
бело-голубоватой морозной дымке. Внутри тепло, но
пока пусто. Сорок минут до начала уроков. Рано. Ан
нет! Входит молодой человек, не спеша
раздевается: строгий костюм, аккуратная
прическа, сразу видно – учитель. Еще один мужчина
– улыбчивый, голубоглазый, а вот и третий,
задумчивый, почти отрешенный, а этот, наоборот,
шумный и громогласный. «Всё так и есть, – думаю я,
– ударная сила впереди». Повалили дети…
Учителя-женщины бегут, торопятся. До звонка
недолго. Меня зовет к себе Елена Викторовна
Загуляева, «главный завуч» школы:
– Какой такой секрет? Это, наверное, шутка Ольги
Николаевны. Правда то, что ни один мужчина от нас
еще не уволился. Мы их ценим – вот весь секрет. С
ними работать легче. Они и мягче, и ровнее, и
справедливее в решении конфликтных ситуаций.
Всегда спокойны. Как их не ценить? Как не любить?!
… Это понятно. Непонятно другое: почему они,
такие ценные, работают в школе за ничтожно малую
зарплату, не ищут более доходных мест?
– Что и говорить, – продолжает Елена Викторовна,
– не только мужчине, но и женщине стыдно получать
нищенскую зарплату учителя. Когда Алексей
Олегович Шитов пришел за своей первой в жизни
зарплатой, в его глазах стояли слезы. Он даже не
предполагал, что его старания почти ничего не
стоят в денежном выражении… Однако стараний от
этого у него не убавилось.
…Значит, мужчины идут в школу не для заработков.
Тогда для чего?
Внезапные признания
Алексей Олегович Шитов
(учитель физики, работает первый год):
– Мне нравится эта профессия, эта школа. Я здесь
был учеником, теперь вхожу в тот же класс
учителем. Дети рады мне. Такое испытываешь
удовольствие, когда урок получается лучше, чем ты
задумал!
Алексей Викторович Лебедев (пишет
книги, известный в области краевед, учитель
высшей категории):
– Думать об уходе из школы я перестал давно. С тех
пор как почувствовал ситуацию внешнего успеха.
Когда победил в областном конкурсе «Учитель
года», съездил на всероссийский... Произошло
расширение сознания, я понял, что учить хорошо –
это работать и работать. Прежде всего над собой.
Анатолий Анатольевич Лысенко (пишет
стихи, часто выступает на сцене):
– Преподаю историю, обществознание, ОБЖ. Работая
в школе, я каждый день на празднике общения с
детьми. Такая профессия! Учитель как артист.
Чувствуешь, что дети ожидают от тебя чего-то
нового, большего, – и хочешь соответствовать.
Каждый урок – это и спектакль, и неожиданность.
Приходишь в класс, урок задуман, но вдруг
возникает случайный разговор на тему, о которой и
не помышлял, – и это самое интересное! В такие вот
моменты жизнь приходит в высшую точку. Благодаря
этому и живем.
Николай Александрович Батраков
(учитель физики с большим стажем):
– Я хорошо себя чувствую в школе. Здесь дети, а
это самые отзывчивые люди на свете. В школе и
взрослых много, но я стараюсь не касаться
размолвок и недомолвок. Общение с детьми – самая
большая ценность!
Валерий Константинович Нижегородов
(пришел в школу уже в возрасте, сначала удивлялся,
ради чего тут работать…):
– Я уже вырастил своих детей, теперь вот
интересно, как современные дети живут,
развиваются. Сравниваю с прежними учениками. Эти
более развиты, свободны. Но и более расхлябанны,
безответственны. Мужчина тут необходим.
Организованность, обязательность
вырабатывается только личным примером. И видишь:
постепенно порядка становится больше.
Предварительная версия: может, мы год
перепутали, улицу, город и век?
Слушаешь и вспоминаешь перестроечное
время. На волне высоких идей формировалось новое
отношение общества к школе. Взгляд на школу как
на традиционно женское предприятие был отринут,
и тысячи способных мужчин вошли в школьные
классы. А потом – кто раньше, кто позже – ушли.
Этой школе как раз 20 лет. Из нее почему-то никто не
ушел. Наоборот, пришли и приходят. Может быть,
хорошо себя чувствовать в школе мужчина может
только тогда, когда есть мужское сообщество. Так
ли?
Николай Александрович Батраков:
– Общение мужское внутри школы есть. Если один
дежурит, вокруг него соберутся другие –
поговорить, что-то обсудить. Мужчина мужчине и о
своих успехах на уроке, и о неудачах расскажет
откровенно. У нас прочные отношения.
Борис Иванович Виолетов:
– Вы не думайте, мы тут не синие чулки. Часто
собираемся вместе, разговариваем, поем. Какие у
нас люди певучие!
…С повязкой дежурного ходил в этот день Анатолий
Анатольевич Лысенко, и около него постоянно
останавливались то учителя, то ученики. Правда,
не пели – вели какие-то вестибюльные беседы.
Свидетельские показания, записанные в
перемену
– Я думаю: откуда наш историк столько
всего знает? Это для нас загадка.
– Мужчина любой предмет ведет лучше, кроме,
конечно, русского и литературы.
– Они добрее к нам, мальчикам. Лучше нас понимают.
– Мужчина лучше, потому что он строже. Лишнего не
говорит, не суетится – все по делу.
– Мой учитель как хороший старший друг мой.
– Учитель физики – самый лучший во всей школе.
Молодой, понятный, умный.
– Мужчины не призывают к порядку, а порядок сразу
входит вместе с
ними.
– Мужчины как-то разнообразнее, чем женщины. Они
живее и веселее.
– Я хотел бы быть учителем – только бы поступить!
Чтобы вот так же, как наш учитель, детей учить.
– Мужчин-учителей проще понять, с ними можно
договориться.
– Чем хороши учителя-мужчины, так это
сдержанностью. Не вспылят, ничего резкого не
наговорят.
– Мне интересно учиться у мужчин-учителей, но и
женщины тоже необходимы в школе.
– Почти все школьные дела, мне кажется, завязаны
на учителях-мужчинах. И музеи, и конкурсы, и
газета. И праздники в лесу, и дни здоровья, и
туристические дни! Они нас куда-то выводят,
вывозят, с кем-то знакомят… Люди более подвижные,
что ли. Люди с горизонтом.
…Значит ли это, что есть особая – мужская –
педагогика? Каково педагогическое кредо
учителя-мужчины?
Алексей Викторович Лебедев:
– У мужчин немного другой подход к детям. Я
чувствую в себе какие-то отеческие черты, когда
нахожусь в классе. Хочется поддержать, помочь
довести начатое до конца. Стремишься, чтобы
ученик «сохранял хорошую форму» – иногда даже
больше, чем он сам. Из-за этого, может быть, мои
ученики никогда не становятся «бывшими». Сколько
бы им ни было лет, контакт сохраняется. Максим
Петров, например, живет в Гороховце,
учительствует, и я знаю все, что с ним происходит.
Леша Морозов – историк в Нижнем Новгороде,
написал диссертацию...
Олег Юрьевич Егоров:
– Работаю только с мальчиками. Сам я резьбой по
дереву увлекаюсь – и они резать начинают. Кружок?
Нет, просто в свободное время режем – для себя.
Конечно, бывают проблемы во взаимоотношениях. У
некоторых ребят переоценка своих возможностей.
Тогда мы разговариваем: я прислушиваюсь – и они
готовы прислушаться. Особо не стараюсь давать
советы – у каждого своя жизнь. Нет, это не
деликатность, просто мои родители тоже были
учителями, и я богат их опытом.
Алексей Олегович Шитов:
– Ну, если вы говорите, что в интервью дети
называли меня любимым учителем, мне уже не нужно
ничего рассказывать про мужскую педагогику.
Вещественные доказательства
В школе выпускается еженедельная газета
– на нее любо-дорого смотреть. Альбомы с
фотографиями мероприятий лежат в открытом
доступе – их очень много. В кабинете истории –
этнографический музей. День здоровья здесь –
настоящий праздник. Конкурсы и концерты
проводятся постоянно. Чем-то прославился здесь и
День туриста... Во всем – мужская инициатива,
мужской темперамент, мужская рука.
Дети учатся истории России по учебнику,
написанному их учителем: А.В.Лебедев, «История
Вязниковского края с древнейших времен до наших
дней». Большая история открывается детям через
родное и близкое. У каждого ученика под рукой
уникальный сборник неадаптированных
исторических документов. Учитель собрал в
местном архиве и расположил по темам отрывки из
старинных записных и приходно-расходных книг, а
также поручные записи, приговоры, доносы… Жутко
интересно! Сейчас учитель Лебедев вместе с
учениками составляет «Вязниковский
археологический словарь». Эта книжечка не только
словник (уже есть 100 словарных статей). В ней
впервые составленные карты древних стоянок
человека раннего железного века на территории
края. И они сами нашли эти стоянки!
А мимоходом учитель Лебедев выясняет смысл
названий автобусных остановок города Вязники,
выступает на краеведческих конференциях, солит
особым способом овощи и борется со своим
дешевеньким маломощным компьютером.
Восхитительно. Или наивно? «А вы не думаете, что
напрасно смущаете детей своей «родной историей»,
им же министерство ЕГЭ готовит!» Учитель Лебедев
не смутился ни на секунду: «Пусть готовит. Детям
необходимо жить историей, я это понял давно. Мой
подход увлекает историей всех, и я буду делать
так, как считаю нужным».
…Во все время нашего разговора завуч
одобрительно кивала головой в такт словам
Алексея Викторовича, и было видно, как она его
уважает и ценит. Может быть, в этом секрет?
Мужчины ведь как дети. Правильное отношение
администрации к ним – бережное и уважительное. С
ними советуются. Ими гордятся. И они работают,
работают…
Ключ без права передачи
Борис Иванович Виолетов работает в
школе 45 лет. Хорошо модулированный голос выдает в
нем вокалиста, осанка – царственная. А ведь
родители – учителя, сам сугубо школьный человек.
Преподавал физику, завучествовал,
директорствовал, сейчас снова работает учителем.
Говорит сдержанно: «У мужчин особый взгляд на
жизнь, на детей – они по-другому относятся даже к
своему предмету. Поэтому без мужчин школа не
может по-настоящему поддержать ребенка. Мой отец
был репрессирован в 38-м году, и я пережил
трудности, связанные со вступлением в комсомол и
поступлением в институт. Мальчишеская
незащищенность мне понятна. Я всю жизнь
проработал с детьми, желая придать им
уверенности в себе, стремясь поддержать.
Удовлетворение? Оно ведь от результата. Вот когда
бывшие ученики встречают тебя с поклоном, даже
те, кто в заключении побывал, вот тогда ты
учитель». Борис Иванович поднимается с кресла:
«Извините, у меня урок…» После его ухода
остается щемящее сожаление о том, что учителей
такой благородной «старой чеканки» уже редко где
встретишь.
Роман летел к развязке
Итак, есть школа, где все на всех
замкнуты: учителя на детях, дети – на учителях,
администрация – на тех и других. Общинный уклад
со своей идеологией: «Мы все болеем школой, никто
отпуск до конца не отгуливает, все бегут в школу,
переживают друг за друга». В этом феномен школы №
9 города Вязники. Сюда детей возят издалека; здесь
на встречу выпускников приходят 49 человек из
выпуска в 53. Это школа, в которую возвращаются
дети и из которой не уходят учителя. На
многочисленных фотографиях ученик и взрослый –
рука об руку. Вместе ведут вечера, играют роли в
сценах, поют и танцуют.
Выходит, мужчины в школе – точный знак: школа –
благополучная.
Лыжня уходит в лес
С директором Ольгой Николаевной Балюк
мы выходим на школьный двор: «А сейчас вы увидите
наших самых лучших, самых красивых»! Но двор пуст.
Одинокая лыжня вдоль забора… «Самые лучшие»
укатили с классами в лес. Так вот откуда на
директорском столе пышные еловые ветки с
крупными шишками! Мы прощаемся. Отойдя немного, я
оглядываюсь на розовое здание, облитое морозом и
солнцем...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|