ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ПОВЕСТКА ДНЯ
Евгений Бунимович:
“Современных школьников не устраивает это
общее, ни к чему не обязывающее образование”
11 февраля Московской городской думой
был принят Закон “Об общем образовании в городе
Москве”. Одним из его инициаторов и
разработчиков является председатель комиссии по
образованию столичного парламента, учитель
математики московской школы № 710 Евгений
БУНИМОВИЧ.
– Расскажите, пожалуйста, о мотивах
создания этого документа и о его отличиях от
федерального Закона “Об образовании”.
– В июне 2001 года был принят базовый Закон “О
развитии образования в городе Москве”. И было
решено дополнить его целым комплексом
профильных законов – о специальном образовании
детей с ограниченными возможностями здоровья, о
профессиональном образовании, о дополнительном
образовании детей г. Москвы.
А первым в этом ряду, естественно, оказался Закон
“Об общем образовании” – как о самом массовом.
Сопоставляя его с федеральным Законом “Об
образовании”, следует говорить не об отличиях, а
об уточнениях и дополнениях, связанных со
столичной спецификой и с реалиями нынешнего
периода.
Напомню, что федеральный Закон “Об образовании”
был принят в 1992 году. В нем много интересных и
важных идей. Но конкретные механизмы
осуществления некоторых из них либо не
прописаны, либо не учитывают изменений, которые
происходили в системе образования на протяжении
последних лет. Это появление новых видов
образовательных учреждений, особенности
перехода из основной школы в старшую,
возрождение системы всеобуча, обеспечение
качественного, полноценного образования для
детей-инвалидов и другие важнейшие вопросы.
– Московский закон устанавливает
минимальный возраст поступления в школу на
отметке в 6 лет, а федеральный – в 6,5. Чем
продиктовано такое нововведение?
– Уточню: столичным законом предусмотрена
возможность зачисления в первый класс с шести до
шести с половиной лет. С оговоркой – по выбору
родителей. Тем самым мы подтверждаем принцип
вариативности и тот факт, что дети развиваются
по-разному.
Опыт показывает, что в таких мегаполисах, как
Москва, интеллектуальное развитие и социальная
адаптация детей происходят быстрее, чем в
маленьких городах.
Отныне единственным основанием для отказа
родителям шестилеток может стать отсутствие
мест в школе. Не предполагается никаких
тестирований накануне приема, за исключением
консультаций с психологами, медиками, другими
специалистами, которые бы дали
квалифицированный ответ на вопрос, готов ли
ребенок – в силу своих физиологических и
психологических особенностей – начать обучение,
или ему лучше прийти через год. Но все равно
последнее слово должно оставаться за родителями.
– В газетах появились сообщения о том, что
согласно новому Закону “Об общем образовании в
г. Москве” директор школы не вправе не перевести
ученика в 10 класс, даже если он двоечник и не
посещает половину занятий.
Означает ли это, что полное общее образование
станет обязательным, как в брежневские времена?
– В старшие классы зачисляются только те
учащиеся, которые получают аттестат об окончании
основной школы, а двоечники такого документа не
имеют и остаются на второй год. Правда, подобные
случаи единичны.
Важно понять другое: новый закон направлен
против неоправданного сокращения количества 10-х
классов и как следствие – уменьшения
возможностей для получения полного общего
образования всеми желающими.
К сожалению, по Конституции общее образование
ограничено 9-летним сроком. Но мы заинтересованы
в воспитании высокообразованного поколения – в
нем мы видим основной потенциал экономического
развития и процветания столицы. И поэтому
стремимся к обязательной 11-летке. Но мы не имеем
права закрепить этот тезис юридически – это
противоречит федеральному законодательству.
Впрочем, и не надо всех силой затаскивать в 10
класс. Наша задача – сделать обучение в старших
классах привлекательным и доступным.
Думаю, введение профильного обучения, которое
уже реализуется сегодня, нам в этом поможет,
поскольку оно обеспечит выбор ученика.
Будущее за сетевым объединением школ района или
округа, каждая из которых в зависимости от своих
возможностей (кадры, материальная база, традиции)
будет специализироваться на тех или иных
профилях. Свою лепту в организацию профильного
обучения должна внести и система
дополнительного образования, накопившая богатый
опыт по развитию творческих и спортивных
способностей детей.
Школа должна максимально адаптироваться к
интересам детей. Экстернат, популярность
которого среди подростков растет год от года, –
это очень серьезный сигнал для образования. Уход
детей из школы для подготовки к вузу – это еще
один аргумент в пользу того, что профильная школа
необходима. Дети голосуют за нее ногами, потому
что их не устраивает это общее, ни к чему не
обязывающее образование.
– В новом законе указано, что
“образовательное учреждение обязано создавать
условия и оказывать содействие обучающемуся в
получении им образования в избранной форме. В
случае выявления неосвоения обучающимся
образовательных программ в избранной им форме
образовательное учреждение рекомендует перевод
обучающегося на другую форму получения
образования, обеспечивающую качественное и
своевременное освоение им образовательных
программ”. Как вы прокомментируете этот тезис?
– Признаюсь, это одна из самых сложных позиций,
связанная, например, с переходом ученика из
гимназии в обычную школу в том случае, если он не
усваивает программу.
Это не законодательная, а скорее психологическая
проблема: многие родители отдают своих детей в
гимназии и лицеи ради моды и престижа. Я же
объясняю, что это право ребенка учиться больше и
труднее, и хорошо, если он на это способен. А если
нет, то он вынужден постоянно списывать, ловчить,
выкручиваться, испытывать комплексы, не говоря
уж о перегрузках.
Нам надо честно сказать обществу, что у нас есть
элитное образование для одаренных детей. В то же
время необходимо нивелировать разрыв между
элитным и массовым образованием, чтобы переход
из престижной школы в обычную не воспринимался
столь болезненно.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что для
нормального функционирования престижного
образования необходима хорошая базовая школа.
Для того чтобы выровнять существующие различия,
нужно максимально дифференцировать основную
школу, сделать так, чтобы каждая приобрела свое
собственное неповторимое лицо.
И пусть это прозвучит радикально, но на рынке
образовательных услуг не должно оставаться
невостребованных и непривлекательных школ. Их
надо банкротить, как предприятия.
В Москве действуют школы с углубленным изучением
отдельных предметов, кадетские корпуса, центры
образования – всего 42 вида учреждений общего
образования. Благодаря новому закону мы
закрепили их правовой статус, в частности для
того, чтобы учителя получали пенсию за выслугу
лет. Внесены поправки в базовый Закон “О
развитии образования в г. Москве”,
предусматривающие 15-процентные надбавки к
заработной плате различных категорий
сотрудников, работающих в таких школах:
педагогов, библиотекарей, медиков и т.д.
В перспективе у нас не останется ни одной
массовой школы в ее привычном понимании – каждая
будет на чем-то специализироваться. Это будет
способствовать развитию вариативности, а значит,
удовлетворению индивидуальных потребностей
каждого ребенка.
– Согласно новому закону планируется
возродить систему учета всех детей дошкольного и
школьного возраста, включая контроль за их
зачислением в учебное заведение и текущую
проверку их посещаемости. Кто будет за это
отвечать и какие санкции будут применяться по
отношению к нарушителям?
– Совершенно ясно, что в школу не попадают дети
из неблагополучных семей. Ребенок, который не
пришел в 1 класс, – потенциальный безнадзорный, и
главная задача – вовремя выявить такого ребенка
и привести его в школу.
Мы намерены создать общегородскую
информационную базу, чтобы проследить миграцию
школьника в пределах Москвы. Компьютерные
технологии позволяют это сделать, но возникает
вопрос, кто будет собирать сведения о юных
жителях данного района, контролировать их
зачисление в первый класс и переход из одной
школы в другую, работать с трудными семьями?
Взваливать все эти обязанности исключительно на
плечи школьных педагогов было бы неверно.
У нас есть муниципалитеты, в которых действуют
органы по опеке и попечительству, именно они
обязаны заниматься учетом детей дошкольного
возраста, начиная с роддома.
А вот когда ребенок поступил в школу, отслеживать
его дальнейшую судьбу и собирать информацию о
всех его перемещениях, переходах из одного
учебного заведения в другое должны школа, органы
местного самоуправления, милиция и семья. И
ответственность здесь будет нести каждая из
упомянутых сторон, включая родителей.
При этом такие формы образования, как семейное,
надомное, экстернат, будут развиваться и в
дальнейшем.
Кроме того, планируется организовать комиссии по
соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на
получение образования. Состав этих комиссий,
механизмы их деятельности пока обсуждаются, но
возникнут они не на пустом месте. В Москве есть
уполномоченный по правам ребенка, и в школах
будут работать его помощники, в том числе
педагоги данной школы, которые будут
осуществлять не только контроль за всеобучем, но
и за соблюдением других прав ребенка.
– Каково будет содержание столичного
компонента образования?
– У нас в городе традиционно высок интерес к
таким предметам, как экономика и право. Этот
спрос можно удовлетворить за счет часов
регионального компонента.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|