УЧЕБНИКИ N 72
Самые красивые и знаменитые храмы и
монастыри
Самые красивые и знаменитые храмы и
монастыри.
М.: Аванта+, 2003
Для человека древности и Средневековья
определение своего отношения к Богу было одной
из главных жизненных проблем. Как отмечают
авторы книги, “уже в самых первых храмах
нерасторжимо слились человеческие устремления к
Божественному и практические расчеты,
обусловленные земной повседневностью… Ранние
храмы-святилища с ростом городов часто
перестраивались и постепенно сменялись все
более величественными и монументальными
сооружениями. В крупных городах-государствах
древних цивилизаций они наряду с царскими
дворцами стали играть первостепенную
организующую роль в жизни людей”. В книге
рассказывается о храмах древнего Ура и Египта,
Индии и Нубии, Греции и Рима, о храмах и
святилищах индейцев доколумбовой Америки, о
византийских соборах, арабских и турецких
мечетях, константинопольской Святой Софии, храме
Святого Петра в Риме, Храме Неба в Пекине, русских
соборах, храме Зуба Будды в Канди, священном
камне Кааба в Мекке, Афонском монастыре и многих
других святынях разных народов и религий. Из
известных отечественных памятников пропущен
почему-то только московский Храм Христа
Спасителя. Соображения, что причиной стал его
относительно молодой возраст, приходится
отвергнуть, поскольку в книге помещен, например,
очерк о гораздо более молодом петербургском
соборе Воскресения Христова. Не включать его в
число самых красивых и знаменитых тоже рука не
поднимется. Остается единственное – то, что
собор был полностью разрушен и воссоздан лишь в
конце XX века. Вероятно, по этой же причине не
включен в книгу и Кельнский собор, уничтоженный в
годы Второй мировой войны и позднее возрожденный
из пепла. Но, может быть, все же стоило включить в
книгу и эти святыни, несомненно, значимые как для
национальных культур, так и для мировой культуры,
раз столько сил было потрачено на их
восстановление.
В очерках о каждом храме приводится история его
создания, а также связанные с этим архитектурным
памятником мифы, легенды и подлинные истории. Как
подчеркивают авторы, “с давних пор люди
полагали, что храм должен соответствовать
идеальному прототипу – мифическому образу
мироздания, воплощенному в виде мистической
мировой горы, что была создана при его
сотворении”. Отсюда пирамидальная форма
древнейших культовых сооружений у различных
народов мира. Самый древний храм из описанных в
книге – это храм и зиккурат Наннара в Уре –
городе древнего Шумера в современном Ираке. Он
посвящен главному божеству местного пантеона –
лунному богу Наннару, супругу солнечной богини
Нингал. Этот храм, который в шумерских гимнах
называли “гора изобилия, светлопраздничного
веселия”, был разрушен еще в древности. До нас
дошел только фундамент. А вот зиккурат
(по-аккадски – “душа горы”) – искусственный
холм, обложенный сырцовым кирпичом, – уцелел до
наших дней.
Про храмы сообщается много любопытных
подробностей, помогающих читателю представить
их в первозданном виде. Так, про Покровский собор
в Москве говорится, что современное впечатление
от него не совсем то, которое “он производил
первоначально. В XVI столетии он казался выше и
стройнее. Тогда не только отсутствовал наросший
в этом месте культурный слой, скрывший основание
собора, но и сама прилегающая местность
выглядела несколько иначе. Прямо под стенами
храма пролегал глубокий кремлевский ров,
соединявший Москву-реку с Неглинкой… Ров был
столь широк, что колокольню пришлось поставить
не с канонической западной стороны, а с востока:
на западе для нее просто не нашлось места.
Ощущение стройности усиливали и открытое
гульбище, почти не загораживавшее стены, и
большая лаконичность и строгость раскраски
внешних стен и куполов (все это было выдержано в
красно-белой гамме)”. А про священный для сотен
миллионов мусульман камень Кааба сообщается, что
“по преданию, когда-то это был прозрачный белый
яхонт, посланный Аллахом на Землю, чтобы
заглянувшие в него могли увидеть рай. Но камень
почернел от людских грехов, и чудесное видение
скрылось. Говорят, есть праведники, которым и
сквозь черноту является рай”. А про самый
большой в мире собор – главный католический храм
Св. Петра в Риме – мы узнаем, что он стоит на месте
базилики, построенной еще императором
Константином в IV веке. Купол собора возводил сам
Микеланджело. Последние же изменения в
архитектуру храма были внесены уже в XVII веке.
Также и другие храмы строились и перестраивались
на протяжении многих веков, являясь своеобразной
каменной летописью духовной истории
человечества.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|