ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Дом с видом на школу
Как Европа наводит мосты между
образовательными и семейными ценностями
Хорошая школа – это трехстороннее
сотрудничество: педагоги, дети и родители. Однако
не всегда у родителей есть достаточно
возможностей, чтобы активно участвовать в жизни
школы. Да и педагоги порой стремятся держать
семью подальше, чтобы не вмешивалась в процесс
обучения. Не так давно Европейский Совет провел
исследование “Место родителей в
образовательных системах европейских стран”,
где проанализировал формы и степень участия
семьи в развитии школы – школы, где учится
собственный ребенок, и школы как государственной
системы.
Россия в поле зрения ЕС не попала, но каждый из
нас может расширить рамки исследования, опираясь
на личный опыт, родительский или педагогический.
Хочу и могу
Во всех странах Европы стремятся к
соблюдению “естественного права” семьи
выбирать условия образования для детей. В первую
очередь это выбор школы: государственной,
частной, инновационной, религиозной – той,
которая соответствует ценностям и материальным
возможностям родителей. Особенно строго следят
за этим в Бельгии, где принцип свободного выбора
школы стал фундаментом национальной системы
образования. Если из многих возможностей семья
самостоятельно выбрала то, что ей хочется, она
по-особому относится к учебе ребенка, к
требованиям педагогов. Это уже не вынужденное
сосуществование, а настоящее сотрудничество.
Похожая ситуация сложилась в Швеции и
Великобритании, где право записать ребенка в
понравившуюся школу может быть ограничено
только отсутствием свободных мест. Отбор детей
на конкурсной основе – по знаниям, талантам или
еще Бог весть по каким достоинствам совершенно
невозможен.
В Испании ситуация менее свободная, тут право
выбора есть не только у родителей, но и у школьной
администрации. Однако закон оговаривает, что в
случае, если семья живет в непосредственной
близости от школы или уже обучает в данном
заведении одного из детей, директор обязан пойти
навстречу и принять всех братьев-сестер.
Возможно, поэтому цены на жилье рядом с хорошими
школами всегда выше.
В Ирландии, Италии школа сама выбирает себе
учеников. В Германии, Люксембурге, Нидерландах и
в Австрии в начальную школу берут всех, а вот в
среднюю – по результатам учебы ребенка.
Знания – сила
Английская школа считает своей основной
обязанностью по отношению к семье ученика
предоставление объективной полной информации об
организации педагогического процесса и личных
успехах ребенка. Программы по всем предметам,
результаты любой инспекторской проверки, от
санитарного врача до финансового инспектора,
решения учительского совета, календарный план –
родители могут ознакомиться с этими документами
в школе, в Интернете, они регулярно получают от
администрации письма, где помимо общих вопросов
отражены конфиденциальные (!!!) сведения – об
оценках и поведении ребенка (на
конфиденциальность этих сведений хочется
обратить особое внимание).
В Австрии родители информируются не так
подробно, зато действует система
“предупреждения об опасности”, оповещающая
семью, что у ребенка возникли проблемы с учебой.
В принципе все европейские школы стремятся
держать родителей в курсе событий, но чаще это
делается бессистемно и зависит скорее от
активности преподавателей.
Родители всех стран, объединяйтесь!
Представители родительских комитетов
могут контролировать действия педагогов,
присутствовать при обсуждении ключевых проблем
(выбор программы, методики, решение о проведении
экспериментов), высказывать свою позицию на всех
уровнях: от школьного совета до заседания в
министерстве. Поэтому в Европе много самых
разных родительских организаций. Большая часть
возникла в начале 70-х. Благодаря их усилиям в 90-е
годы появились законы, защищающие права семьи,
общества на участие в образовании и воспитании
молодого поколения. Правда, пока у родителей в
основном право совещательного голоса, но в
Австрии, Лихтенштейне и Норвегии они уже могут
принимать решения на муниципальном уровне. Сфера
их активности – вопросы внутренней организации
школьной жизни (расписание, организация
внеурочной деятельности), а также вопросы
функционирования системы в целом (распределение
бюджетных средств, кадровые проблемы).
Родительские ассоциации в Европе устроены
по-разному, где-то они более активны и
могущественны, где-то менее. В последние годы их
деятельность вышла за пределы одного
государства. Скажем, возникла Европейская
родительская ассоциация (ЕРА). У ассоциации нет
ни политических, ни религиозных предпочтений –
только забота о повышении качества образования,
о том, чтобы мнение родителей было услышано и
учтено бесчисленными чиновниками и
специалистами, которые уверены, что “лучше
знают”, как обращаться с детьми.
ЕРА – самое многочисленное, но не самое старое и
влиятельное родительское сообщество. Еще в 1958
году была создана конфеде-рация родительских
комите-тов Европейского сообщества. В нее
вступают не отдельные энтузиасты, а целые
организации. Сегодня их 75 – из 15 стран. Они
обмениваются идеями, опытом, помогают друг другу.
Представители конфедерации участвуют даже в
заседаниях Европейского Совета.
Большие возможности предполагают высокий
уровень компетентности. Родителям приходится
учиться. Во многих странах действуют постоянные
курсы, семинары для родителей, чтобы они могли
грамотно осуществлять свои права и
действительно помогать детям, а не тешить
собственное тщеславие.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|