ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Политкорректура
Сумеет ли Российская академия наук
помочь Министерству образования в экспертизе
учебников истории?
Месяц назад на встрече с учеными в
Российской академии наук Президент России
высказал свое мнение по поводу учебников
истории. По его словам, школьные книжки “не
должны становиться площадкой для политической и
идеологической борьбы”. По поручению президента
до 1 февраля Российская академия наук должна была
провести экспертизу учебников истории и
доложить о результатах. Под влиянием этих
событий во время состоявшегося на минувшей
неделе президиума ФЭС председатель президиума
ФЭС министр образования Владимир Филиппов
заявил, что страна должна вернуться к трем
проверенным учебникам истории, и еще раз озвучил
мысль о проведении параллельной, независимой от
ФЭС экспертизы учебников в
научно-исследовательских структурах РАН.
На днях в издательстве “Просвещение”
состоялось приуроченное к этим событиям
заседание образовательного клуба: “Проблемы
исторического образования в
общеобразовательной школе”. Однако собравшиеся
напрасно ждали отчета от директоров Института
всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна и
Института российской истории РАН Андрея
Сахарова. Судя по словам директоров
академических НИИ, пожелание президента
осталось пожеланием: экспертизы школьных
учебников истории ни к 1 февраля, ни к какой-либо
другой дате РАН не проводила. Таким образом, эта
экспертиза – благое пожелание. Так сказать, на
будущее.
А как обстоят дела с тремя учебниками новейшей
истории?
“Нас беспокоят призывы сократить количество
школьных учебников истории до трех”, – признал
директор “Просвещения” Александр Кондаков.
Чтобы заставить школы России приобрести три
обязательных новых учебника истории,
государству, по некоторым подсчетам, придется
дополнительно потратить около 10 миллионов
рублей. А таких денег у него нет.
“Историк никогда на всех не угодит, особенно в
современном мире, – заметил, в свою очередь,
директор Института российской истории Андрей
Сахаров. И прибавил: – Плохо, если генералы будут
диктовать ученым, как им писать свои труды”.
“У нас неординарный повод для обсуждения –
снятие грифа с учебника истории, – сказал в своем
выступлении Александр Чубарьян. – Я согласен,
что драматизировать ситуацию не надо – надо
сделать выводы”.
Александр Оганович свои выводы сделал: готовя
очередной учебник новейшей истории, он
порекомендовал своим сотрудникам прибавить
патриотизма в главы о Великой Отечественной
войне.
“Мы должны выработать правила игры – подход к
учебникам, – объяснил он. – Учебник – это не
научная монография, а предмет массового
потребления. И учебник должен служить
консолидации общества. Я согласен с президентом
– в процедуру экспертизы надо включать РАН.
Лишняя экспертиза никогда не помешает”.
Одним словом, пожелания президента и министра
образования пока остаются пожеланиями.
Учебников истории по-прежнему много. РАН, похоже,
не знает, как включиться в их экспертизу. А в
московских книжных магазинах, как
свидетельствуют опросы, лучше всего раскупают
учебник Долуцкого.
Вероятно, на память.
После дискуссии авторы популярных
учебников директор Института российской истории
РАН Андрей Сахаров и доктор исторических наук,
профессор МПГУ Александр Данилов дали интервью
обозревателю “ПС” Светлане Кирилловой.
Андрей
САХАРОВ:
“Рецензенты должны быть
исследователями, авторами монографий”
– Давайте представим себе, что
пожелание российского президента учтено и
Российская академия наук в ближайшем будущем
станет осуществлять независимую экспертизу
школьных учебников. Как вы представляете себе
этот процесс?
– Это может быть чисто рекомендательное
изучение каждого учебника. Оно не будет иметь
директивной силы. Заключение экспертов из
институтов РАН будет, вероятно, направлено в
Федеральный экспертный совет. А тот, в свою
очередь, может учитывать, а может и не учитывать
экспертное заключение из РАН.
– Но все-таки давайте предположим, что
завтра вам, директору Института российской
истории РАН, пришлют на рассмотрение рукопись
учебника новейшей истории. Каковы будут ваши
дальнейшие действия?
– Я, как директор института, пожалуй, смогу
дать этот учебник на рассмотрение одному или
двум людям, которым я вполне доверяю. Это могут
быть доктора наук, может быть, сильные кандидаты
наук.
– Личное доверие к рецензенту – это хорошее
требование. Но помимо этого какими качествами, по-вашему,
должны обладать рецензенты школьного учебника
истории?
– Эти ученые должны соответствовать
сегодняшним тенденциям исторической науки. Они
должны сами являться исследователями, авторами
монографий, может быть, даже авторами учебников.
– Значит, вы не согласны с решением ФЭС,
который вывел из своих рядов всех авторов
учебников?
– Пожалуй, согласен. Я бы не стал давать
рукопись или книгу авторам учебников: они не
могут объективно и беспристрастно
комментировать учебник, написанный другим
автором. Все равно вольно или невольно они будут
сравнивать рецензируемый учебник со своими
текстами. Поэтому предпочтительнее отдать
рукопись человеку, который не заинтересован в
этом лично и не участвует в создании учебников.
– Отдавая рукопись рецензенту, что бы вы ему
посоветовали? Какую по объему рецензию
предложили бы написать? На что порекомендовали
бы обратить внимание?
– По объему, я думаю, это могла бы быть рецензия
максимум в пять-шесть страниц. Главное
требование – это должна быть рецензия абсолютно
научная.
– Что вы вкладываете в понятие научной
рецензии?
– Автор должен сознавать общие закономерности
развития исторического процесса. Он должен
понимать движение человеческого общества от
древних ступеней к современности на основе
цивилизационного развития, которое проделал
весь мир. Это общие закономерности мировой
истории, это общие закономерности развития нашей
страны. Я полагаю, что авторы рецензий должны
оценивать и сам учебник с этой общемировой
цивилизационной точки зрения. Конечно, можно
учитывать и другие подходы, которые существуют в
мировой историографии.
– Например, марксистские?
– И марксистские подходы, и подходы, связанные с
методами Вебера и Тойнби. Кроме того, рецензия
должна оценивать учебник с точки зрения его
занимательности, образности, хорошего стиля. Я
думаю, тогда это будет неплохая рецензия.
– Сегодня поднимается вопрос, чтобы вывести
из рядов ФЭС рецензентов учебника Долуцкого. Вся
их вина в том, что они, по всей видимости,
невнимательно прочли предложенный на рецензию
учебник. А вы бы предупредили об этой опасности
рецензента от РАН? Предложили бы ему читать
учебник страница за страницей, предложение за
предложением?
– Думаю, что такого совета я ему не дал бы. Читать
учебник страница за страницей просто невозможно.
– Вам хотелось бы изменить что-нибудь в
деятельности секции исторического образования
Федерального экспертного совета?
– В ФЭС сидят люди весьма квалифицированные.
Написанные ими рецензии на мои учебники были
вполне объективные, достаточно критические и при
этом весьма спокойные.
– Но ведь это были рецензии на учебники
Сахарова! Кстати, говоря о рецензиях, вы
употребили слова “вполне”, “весьма”. Значит,
даже в рецензиях на ваши книжки все было не так уж
гладко? Со всеми ли замечаниями рецензентов ФЭС
вы как автор учебника соглашались?
– Не со всеми. Я много думал над ними, часть из них
принимал, часть из них отвергал, потому что
считал их неправильными, а порой неразумными. Но
в целом я положительно отношусь и к системе
рецензирования в ФЭС, и к этим рецензиям.
– Из вашего Института российской истории в
ФЭС и в другие структуры уходит немало рецензий
на самые разные учебники и учебные пособия.
Говорят, что вы читаете и подписываете каждую
рецензию, которая уходит из вашего института.
– Обязательно. Я всегда читаю то, что подписываю.
– Несмотря на это, мне приходилось слышать
несколько жалоб на субъективность и даже
предвзятость рецензий, которые были написаны
сотрудниками вашего института.
– Это удивительно. Я припоминаю, пожалуй,
только один случай. Однажды через меня прошла
одна из рецензий на учебник истории. Я прочел,
вызвал к себе сотрудника, автора рецензии, и
сказал ему: что же ты пишешь? Твоя точка зрения не
совсем корректна.
Мы вместе обсудили рецензию, и она приняла другой
характер.
Александр
ДАНИЛОВ:
“Не думаю, что экспертиза РАН будет
эффективной”
– Президент дал понять, что
Российская академия наук должна быть вплотную
привлечена к экспертизе школьных учебников. На
ваш взгляд, это сможет поднять уровень учебников
истории?
– Я не думаю, что экспертиза в РАН будет
эффективной. Она попросту прибавит к мнению
экспертов ФЭС еще одно мнение. Я могу
предположить, как это будет организовано: каждая
рукопись или книга будет дана в лучшем случае
двум разным людям в соответствующих институтах
РАН, которые напишут свою рецензию. То есть
вместо комплексной экспертизы РАН мы будем иметь
мнение еще двух специалистов. Это хорошо. Но это
уже было. Ведь в обсуждении учебников
Федеральным экспертным советом и так принимают
участие специалисты Российской академии наук.
– Среди членов секции исторического
образования ФЭС, если верить тому списку, который
находится в Интернете, – три представителя
Института российской истории РАН и два
представителя Института всеобщей истории РАН. Но
ведь члены секции ФЭС, как правило, сами не читают
учебников…
– Это не совсем так. Немало представителей
академических институтов РАН всегда было среди
рядовых рецензентов ФЭС. Их просто никто не знал.
Но рецензировать школьные учебники для них не
новость. Поэтому я думаю, что в данном случае,
передавая экспертизу в РАН, мы не получим того, на
что рассчитывали. Но! Обратите внимание: сегодня
в рамках ФЭС участие представителей
академических институтов в экспертизе
осуществляется с достаточной степенью гласности.
– Вы называете гласностью закрытые
заседания секции ФЭС?
– Я имею в виду, что рецензенты из НИИ РАН на
заседании секции ФЭС могли выслушать, что скажут
другие по поводу их рецензии и что говорят
учителя-методисты по поводу рецензируемого ими
учебника. А теперь написание рецензий в РАН может
стать просто закрытой экспертизой, никому не
подконтрольной и осуществляемой за пределами
ФЭС. В дальнейшем мнение этих людей из
академических институтов, написавших рецензии,
будет представлено как мнение всей Российской
академии наук.
– Но ведь вы сами говорили, что это будет
только одно из мнений. Вероятнее всего, оно не
будет ничего решать…
– Напротив, оно как раз сможет решить многое. В
этом и заключается противоречие. Эта экспертиза
будет частным мнением одного, двух или в лучшем
случае трех людей, но тем не менее при
рассмотрении итогового вопроса о рекомендации
учебника к грифу мнение Российской академии наук
будет выглядеть как коллективное. Вот это меня
смущает. Это не будет мнение академика
Александра Чубарьяна, который читал от корки до
корки все учебники истории. И это не будет мнение
директора Института российской истории Андрея
Сахарова. Это будет мнение одного или двух людей,
которые могут и не иметь представления о том, что
такое учебник вообще.
– При составлении экспертного заключения в
ФЭС их мнение сможет перевесить мнение методиста?
– Да. Я думаю, что это тревожный сигнал.
– На последнем заседании президиума ФЭС
говорилось о том, чтобы вывести из ФЭС всех
рецензентов учебника истории Долуцкого. Не
слишком ли это крутая мера, по-вашему?
– Я считаю это беспрецедентным решением. Одним
рецензентом был член секции ФЭС Александр
Голубев, руководитель Центра по изучению
отечественной культуры Института российской
истории РАН. Другим – член секции ФЭС, доцент
кафедры методики преподавания истории МПГУ
Марина Короткова, третьим – учитель школы,
причем, на мой взгляд, один из самых ярких
представителей учительской общественности в ФЭС.
Все они очень интересные, уважаемые люди, я
слышал их выступления раньше, когда бывал на
заседаниях ФЭС.
– Вы автор учебников и потому не можете быть
членом секции ФЭС. А вам хотелось бы?
– Знаете, после истории с конкурсом на учебник
новейшей истории, когда победил коллектив
Загладина, мне как-то не хочется даже писать
учебники для России и участвовать в конкурсах.
Сейчас я пишу учебники, предназначенные для
студентов американских вузов и колледжей,
которые изучают русскую историю. Их в США 10 тысяч,
так что это большая аудитория. Презентация
первой моей книги для студентов США была осенью,
вторая книга выходит в марте и третья – летом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|