Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

6 февраля в Европе прошел день “безопасного Интернета”. В акции приняли участие министры образования 16 стран, представители крупнейших интернет-компаний. Обсуждалось право детей на добросовестную информацию и свободное общение в безопасных условиях. В обращении к правительствам всех европейских стран было заявлено о необходимости государственной поддержки образовательных интернет-программ. Было особо отмечено, что при использовании Интернета в образовательных целях важно воспитывать критическое отношение к информации и помогать осознанию возможных опасностей, подстерегающих в Сети.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Зона риска или зона развития?

Интернет-путешественник глазами западных социологов

Он повсюду, и он опасен

В последние годы стремительно растет число пользователей Интернета, особенно юных, поскольку Сеть, выйдя за пороги рабочих кабинетов, захватила семью, частную жизнь. Сегодня в интернет-пространство можно войти с мобильного телефона или крошечного покетбука. В любое время и из любого места. И молодые люди пользуются новыми возможностями гораздо активнее взрослых.
По данным прошлогоднего международного исследования, 90% подростков считают себя постоянными посетителями Сети, тогда как среди взрослых таких лишь 50%. При этом только 69% подростков имеют домашний компьютер и лишь 40% – с выходом в Интернет.
Что любопытно – социальный статус семьи играет очень незначительную роль: среди детей рабочих посещают Сеть 91%, среди детей из семей с достатком выше среднего – 96%.
Взрослые волнуются, стремятся ограничить время пребывания ребенка в Интернете, боятся, что он замкнется, уйдет в призрачный виртуальный мир.
Основные опасности, подстерегающие ребенка в Интернете:

  • невольное столкновение с текстами и изображениями, способными травмировать психику ребенка (порнография, насилие и т.п.);

  • опасные знакомства, когда можно стать жертвой преступника;

  • ложная информация;

  • компьютерные вирусы;

  • компьютерные развлечения, подменяющие серьезное образование, особенно если доступ к компьютеру свободный и бесконтрольный;

  • падение авторитета взрослых, заведомо уступающих Сети в качестве источника информации;

  • постепенное отупение компьютерного фаната под воздействием примитивных текстов, которыми насыщено интернет-пространство.

Однако не преувеличиваем ли мы возможные риски?
Бесстрастная статистика сообщает, что 12–17-летние подростки в Сети прежде всего общаются: заводят новые знакомства, переписываются со старыми друзьями; даже с родственниками им удобнее “поговорить” через компьютер. Именно ради общения заходят в Интернет 59% молодых людей. Случается, что с соседями по дому, по двору они знакомятся сначала в Сети, а лишь потом в реальности. Так легче преодолеть смущение, сделать первый шаг, легче быть откровенным.
Да, 90% подростков указывают, что они используют Интернет для развлечения. Но при этом 80% отмечают, что Интернет нужен им для работы, учебы.
В Канаде, одной из самых компьютеризированных стран, решили проверить, насколько современные подростки способны противостоять влиянию всесильной Сети.
В исследовании участвовали 5682 ученика в возрасте от 9 до 17 лет.
99% из них пользуются Интернетом регулярно, причем 79% могут делать это дома.
48% опрошенных продемонстрировали критичность мышления, заметив, что нельзя доверять всему, что находишь в Сети, однако 40% признались, что верят практически всему.
Главный страх родителей – порнография. Половина опрошенных заявили, что заходили на порносайты случайни, в процессе поиска “нормальной” информации. 25% намеренно посещали порносайты (в основном “скачивали” оттуда фотографии). Родители об этом чаще всего не знают, хотя ребенок, как правило, пользуется для этого именно домашним компьютером.
Выяснилось, что весьма привлекательны для подростков расизм и национализм: до 20% посещают националистические сайты регулярно, а еще 25% пользуются информацией с таких сайтов. Почему именно в подростковом возрасте оказываются столь популярны агрессивные модели мировоззрения и поведения – особый вопрос для психологов.

Интернет и школа

Интернет не воплощение зла, но он может быть опасен для ребенка. Стоит ли впускать его в школу, в общественные места? Может, пусть остается домашним развлечением под родительскую ответственность или платной услугой специальных клубов?
В некоторых французских библиотеках разрешили свободный бесплатный доступ в Интернет. Вот что рассказывает директор одной из них.
“Долгое время мы были связаны только с несколькими образовательными сайтами. Когда мы подключились ко всей Сети, стало труднее.
Конечно, мы думали и о том, как не допустить проникновения в библиотеку “неприличных” сайтов. Можно установить запрет на конкретные сайты, слова, изображения. Но мы не смогли составить точный список запретов.
И тогда решили действовать через поощрение, через просвещение. Составили и развесили повсюду списки рекомендуемых сайтов. Самых полезных и увлекательных. Однако нельзя сказать, что проблема решена”.
Многие педагоги категорически против Интернета в школе. Все необходимые умения, в том числе критическое мышление, можно успешно формировать на проверенном материале. Однако часть преподавателей утверждают, что в школе ребенок должен в полной мере познать все возможности, преимущества и опасности Сети, все равно ему придется столкнуться с этой проблемой за порогом школы. Придется столкнуться с реальной жизнью.
Интернет отражает определенное состояние сознания общества, частью которого являются и дети. Именно в школе взрослые и дети могут вместе обдумать,
обсудить происходящее. Откровенный серьезный разговор помогает больше, чем запреты и наказания. Не говоря уж о том, что в школе можно проконтролировать процесс общения ребенка с компьютером, сделать ситуацию более прозрачной, чем дома.
Школа, крупный пользователь, может поставить более современную систему защиты от вирусов. Именно школа может научить ребенка, как (и в Интернете, и в жизни) найти тех, с кем хорошо “думать вместе” (по выражению философа Изабель Стенгер).
Сегодня дети растут в условиях, гораздо менее определенных и безопасных, чем было 10–15 лет назад. И более чем когда-либо они нуждаются в открытом диалоге со взрослыми, чтобы услышать и принять опыт предшествующих поколений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru