БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЯ
Еще снег на улице, еще в разгаре самая
длинная четверть учебного года, но многие школы
уже приблизительно посчитали, сколько
первоклассников придут к ним в сентябре в классы.
Да и родителям 5–6-леток пора подумать о том, куда
пойдут их дети в новом учебном году.
Однако для мам и пап здесь возникают серьезные
проблемы. Первая: отдавать – не отдавать. В 2001
году было принято новое “Типовое положение об
общеобразовательном учреждении”, где начальное
образование объявлено четырехлетним. Отдать
ребенка в первый класс стало можно с шести лет и
шести месяцев и не позже восьми лет. А в письме
Министерства образования “Рекомендации по
организации приема в первый класс” 2003 года
появились и такие слова: “По заявлению родителей
(законных представителей) учредитель
образовательного учреждения вправе разрешить
прием детей в образовательное учреждение для
обучения в более раннем или более позднем
возрасте”.
Вторая проблема вытекает из первой – если
родители сами или по рекомендации специалистов
решают не отдавать ребенка в школу с шести с
половиной лет, куда его девать, ведь детский сад
окончен, “на второй год” там остаться
практически невозможно.
Третья: как попасть в хорошую школу. В Законе “Об
образовании” записано: “Государство
гарантирует гражданам общедоступность и
бесплатность начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования...
если образование данного уровня гражданин
получает впервые”, а в методическом письме
Министерства образования подчеркнуто: “Прием
детей в первый класс государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждений
всех видов запрещается осуществлять на
конкурсной основе”, но на деле часто бывает
иначе.
Удивительно, какие-то документы Министерства
образования начинают свою жизнь еще до того, как
принимаются, а какие-то из года в год
переписываются, повторяются, обновляются,
рассылаются вновь и вновь, но никак не становятся
руководством к действию для управлений
образования и школ.
А есть еще и содержательная сторона. Как сделать
так, чтобы дошкольное детство из замечательного
отрезка жизни со своими ценностями не
превращалось в подготовку к школе.
В детском саду стандарт может быть
только на условия образования и воспитания
В нашем детском саду нет
подготовительной группы. Старшая – последняя
группа, после которой дети выпускаются из
детского сада. Объясняют это тем, что теперь
начальная школа четырехлетняя. Программу
подготовки к школе, которую всегда давали в
подготовительной группе, спустили механически в
среднюю. А ведь эти дети на год младше.
Четырехлетней сделали начальную школу, чтобы
разгрузить детей, облегчить им начало учения, а в
детском саду восприняли это так, что надо
сократить детство на год, ужесточить требования.
При этом ссылаются на какие-то стандарты
дошкольного образования.
У меня девочка в старшей группе детского сада, а
сын – в начальной школе. У Вани до сих пор нет
отметок и уроки на выходные не задают. А у Маши и
отметки, и задания на дом, и пишут в тетрадях в
клеточку печатные буквы по несколько строк. А еще
задают фонетический разбор слов. Причем звуки
гласные и согласные, твердые и мягкие обозначают
не так, как в школе – кружочками и других цветов.
Ваня хотел помочь Маше, но это невозможно. Зачем
такая путаница?
Елена П.
Санкт-Петербург
После постановления правительства 2000
года “О федеральных компонентах
государственных образовательных стандартов
дошкольного образования” в министерстве начали
их разработку. Но после долгих дебатов,
обсуждений, консультаций пришли к выводу, что
стандарта в том виде, в котором он подготовлен
для школы, для детского сада не будет.
У школы и у дошкольного учреждения разные цели и
задачи, а значит, и разный результат. Школьный
стандарт содержит уровень предъявления и
уровень усвоения, предполагает квалиметрию –
оценку знаний, ее критерии, требования к уровню
подготовки выпускников.
Дошкольное учреждение не ставит целью дать сумму
знаний, передать какое-то фиксированное
количество сведений (научить считать, научить
буквам, читать), нужно на этой ступени совсем
другое: развивать личностные качества, которые
дадут возможность быть успешными на следующей
ступени обучения, помогут овладевать в
дальнейшем знаниями. Это любознательность,
инициативность, способность к творчеству,
коммуникабельность, компетентность – как итог,
как умение пользоваться этими психологическими
навыками.
“Мы твердо стоим на том, что дошкольник имеет
право быть таким, какой он есть, развиваться по
своим собственным законам”, – говорит Татьяна
Оверчук.
Стандарт в дошкольном образовании может быть
только на те условия, в которых ребенок
развивается. В план законотворческой
деятельности сейчас внесено положение о
необходимости внести изменения в ст. 7 Закона “Об
образовании”, которые позволят стандарт
начального образования преобразовать в
государственные требования к основной
общеобразовательной программе дошкольного
образования. Здесь будут требования к формам и
методам работы, к технологиям, к педагогу. Но
только не к ребенку.
Правда, некоторые авторы пособий для дошкольных
учреждений так поторопились, видимо, желая
придать вес своим книжкам, что сопровождают их
пометками: “Пособие разработано в соответствии
с требованиями стандарта дошкольного
образования”. Спешат уловить тенденцию?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|